Снежногорец » 04 авг 2021, 21:15
ОБЗОР БЛИЖАЙШИХ ПЕРСПЕКТИВ МОРСКОЙ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ РЫБАЛКИ НА МУРМАНЕ.
За последний год в стране произошло множество событий, которые не преминули тут же отразиться на финансовых потоках внутри страны, олигархах, бизнесменах и простых людях. Не прошли эти события и мимо морской любительской рыбалки на Мурмане..
Не удержусь для начала от небольшого анализа течения длящейся уже больше года пандемии в свете любительской рыбалки. Пандемия и связанные с ней ограничения в этом году прошли в весенний ход трески в Баренцевом море гораздо мягче и спокойнее, чем в сезон 2020 года. Этому есть несколько причин, лежащих на поверхности. Большей частью эти причины конечно же экономического характера. Получив за год большой опыт существования в условиях пандемии власти не форсировали ограничения по въезду на Кольский полуостров. Рыбаки – туристы приносят в область деньги и с этим как ни крути, приходится считаться в наше прямо скажем основательно монетизированное время. Имиджевые потери в этом случае просто невозможно недооценить. Кольский полуостров к слову вообще не предрасположен баловать налаженным сервисом посещающих его самых непритязательных рыбаков – любителей, рассчитывающих на очень бюджетный отдых. Огромный вклад в развитие Российского рыболовного туризма на Мурмане вносят существующие ограничения на въезд в Норвегию. Норвегия страна правовая и последовательно проводит политику ограничения въезда в страну в период пандемии каронавируса. Довольно обширное сообщество российских рыбаков с достатком выше среднего в этот год в связи с ограничениями на морскую рыбалку в Норвегию не попали. Контингент российских рыбаков пустился к открытию сезона весенней морской рыбалки весной во все тяжкие, пробивая заметённую на Териберку дорогу вручную, стойко преодолевая тяготы и лишения кочевой жизни. Местное население Кольского полуострова, вооруженное медицинской статистикой смертности от каронавируса весной было практически в ,,предреволюционном,, состоянии – прошлогодний запрет на весенний выход в Баренцево море по мнению рыбаков - любителей не имел под собой никаких оснований, ибо любой разумный человек понимает - в холодном море, в нескольких километрах от берега попросту не от кого заразиться. Людей черезвычайно раздражали и волновали бездумно введённые в 2020 году ограничительные меры по частному передвижению по области в связи с каронавирусом. К всеобщему облегчению и радости всё разрешилось без каких-либо эксцессов. Российские рыболовы- туристы без каких-либо административных ограничений и препятствий заезжали на полуостров непосредственно к началу трескового сезона. Местные рыбаки-любители выходили в море как обычно, с соблюдением стандартных формальностей. Работа Арктического погрануправления была налажена в штатном режиме и нареканий у рыбаков – любителей, хорошо знакомых с процедурой оформления выхода не вызывала.
Весной 2021 года суровый Крайний Север предельно жестко напомнил о том, что представляет из себя море Баренца. В первых числах мая из Териберки пришли шокирующие новости. Во время налетевшего шквала трагически погибло 8 рыбаков. Случившееся глубоко потрясло широкие слои рыбаков – любителей России и одновременно вскрыло ряд глубоких проблем по организации безопасности морской рыбалки. Погибшие были в основном приезжими водномоторниками с опытом рыбалки на пресноводных водоёмах, не осознающими глубоко все аспекты мореплавания в Баренцевом море и степень их опасности. Высокая степень разрекламированности морской рыбалки в Териберке сыграла с ними злую шутку. На множестве видео роликов в соцсетях рыбалка в Баренцевом море часто представлена романтическими кадрами багровых закатов, фантастически красивых скал и огромных уловов трески. Вся эта неуправляемая стихийная рекламная кампания ни в коей мере не отражает объективно степень опасности штормового моря в весьма ещё холодное время года. Если принять во внимание, что почти все погибшие были на небольших надувных лодках с маломощными моторами и без опыта хождения по Баренцеву морю, то с уверенностью можно сказать – трагедия была неизбежна… Ни в одной точке выхода на Кольском полуострове никто не контролирует самостоятельный выход рыбаков – любителей в море с точки зрения правил техники безопасности. Есть ли в лодке необходимые по регламенту нормы снабжения и аварийное имущество? Каков прогноз погоды?! Куда и каким маршрутом пойдёт лодка? Когда она вернётся? Имеется ли в лодке радиостанция морского диапазона? Имеют ли рыбаки надёжный прогноз погоды на день выхода? Эти вопросы на сегодняшний день лежат только на совести самостоятельно выходящих в море рыбаков. Максимум исполняемого обычно ограничивается регистрацией в Арктическом погрануправлении и уведомлении погранзаставы о выходе. Как показал опыт, это делают далеко не все рыбаки, надеясь на традиционный русский авось и ослабление требований погранрежима на отдалённом побережье. Во время проведения поисково – спасательных работ в районе Териберки в первых числах мая 2021 Арктическим погрануправлением были выявлены подобные случаи выхода в море без уведомления погранорганов, что внесло соответствующие коррективы в ход проведения работ. Подобные самостоятельные выходы в море, в холодное время года несут за собой повышенные риски для жизни рыбаков. Специальных постов МЧС в пунктах выхода в море в Мурманской области (Лиинахамари, Ура губа, Териберка) не существует. МЧС Мурманской области не имеет технической возможности контролировать всё побережье Баренцева моря от Лиинахамари до Териберки мореходными спасательными плав средствами. В случае чрезвычайного происшествия функции спасателей выполняет Арктическое погрануправление. Таким образом, не заявляя о выходе в море рыбаки – любители многократно усложняют поисково – спасательные работы по их поиску и спасению. Если принять во внимание, что у Арктического погрануправления кроме спасения рыбаков есть и свои собственные задачи по охране морской границы, то ситуация вырисовывается весьма сложная и неоднозначная. Многократно усложняет ситуацию отсутствие медицинской помощи в пунктах выхода в море. Любая травма, переохлаждение, сердечный приступ и т. д. может перерасти в серьёзную проблему в следствии отдалённости побережья от районных центров и квалифицированной медицинской помощи. Проблему представляет собой даже банальное пополнение запасов топлива – автозаправок нет ни в одном пункте выхода в море. Рыбаки на сегодняшний день должны сами запасаться горючим в областном центре и везти его с собой, тщательно контролируя его расход.
Таким образом постоянно увеличивающийся приток рыбаков – любителей вскрывает целый пласт существующих проблем рыболовного морского туризма на Мурмане. На сегодняшний день приехавший на морскую рыбалку среднестатистический россиянин имеет перед собой не большой выбор. Либо заранее договориться с ,,серым туристовозом,, о выходе в море и возможно проживания и питания. ,,Белых туристовозов,, имеющих оформленную государственную лицензию на перевозку людей, на Мурмане нет. Как правило, туристов на морскую рыбалку вывозят частники на разношерстной флотилии часто совсем не приспособленных для транспортировки людей судах. Подводные камни такого рода серого бизнеса начинают проявлять себя почти сразу. Выход в море как правило зафиксирован по дате и количеству участников. Извозчик требует оплату за заявленное количество участников. Заболевшие, не приехавшие по метеоусловиям или другим причинам чаще всего не принимаются во внимание – извозчик всеми доступными для него способами будет пытаться получить полную плату за оговоренный ранее состав участников. Самым парадоксальным моментом в оказании подобных услуг является фактор погоды и промысловой обстановки. Оказывающая услуги сторона стремиться оказать услугу любой ценой, часто не взирая на погодные условия и пресловутую промысловую обстановку. Так 17 октября 2020 года к Северу от полуострова Рыбачий, небольшое судно ,,Юбилейный,, потерпело крушение в следствии остановки главного двигателя в условиях штормового моря. Судно затонуло, были погибшие. На сегодняшний день следствие завершило свою работу, капитан осуждён. Для освещения максимально объективной картины произошедшего стоит упомянуть, что подобные частные суда систематически ремонтируются кустарным способом у часто не имеющих надлежащей квалификации частников.
Когда смотришь в бездну, бездна так же смотрит в тебя.. Ф. Ницше.