may писал(а):timoxa13 писал(а):...город зеков (ссыльных) и вахтеров изначально развивать не планировал
Мурманск никогда не был городом зэков (Кировск ещё можно так назвать). Вахтовиков... Основывался при царе как главная база России на Севере - т.е навсегда, при коммунистах - да, люди вербовались по срочным договорам, как мои родители, прикипали и оставались, мне уже срочный договор никто не предлагал, хотя потом выяснил, что мог претендовать. Городом вахтовиков его пытаются сделать нонешние правители, причем подленько - не заявляя об этом во всеуслышанье, а выдавливая коренных убийством экономики.
Мурманск да. не был городом зеков.. но вокруг.. .
прочитано на Би-порте
ИТЛ строительства №105
Гигантский лагерь в Кандалакше
создали в разгар войны с Финляндией для строительства железной дороги Ручьи Карельские - Алакуртти - Куолоярви. Войскам, воевавшим в глухой тайге, требовалось регулярное снабжение. Поначалу на строительство согнали более 58 тысяч зеков. Затем управление из Кандалакши перекинули в Алакуртти. Закрыли стройку через год - в январе 1941-го. Заключенных перебросили на возведение железной дороги в Ковдорово (Ковдор). А в 1956 году ветку от Алакуртти до Куолоярви за ненадобностью разобрали...
Кандсшакшинский ИТЛ
Его создали для строительства Кандалакшского алюминиевого и Кольского глиноземного заводов, а также каскада Нивских ГЭС. В лагере содержалось 14 тысяч заключенных. В июне 1941 года в связи с началом войны лагерь закрыли, а зеков эвакуировали в глубь страны.
ИТЛ строительства №106
Лагерь на станции Пинозеро создали для строительства железной дороги Пинозеро - Ковдорово (Ковдор). Сюда перебросили зеков со строительства ветки на Алакуртти и Куолоярви - всего 34 тысячи человек. Лагерь был расформирован в первые дни войны.
Белореченский ИТЛ
Белречлаг, или Кировскстрой, действовал с августа 1951-го по июль 1953-го. Более шести тысяч заключенных строили в Кировске химический завод, дороги, дома да работали в карьерах.
ИТЛ строительства
Лагерь строил теперь уже полумифические железные дороги: от Умбозера в Лесной (Умба) и из Апатитов вдоль Поноя с веткой через Кейвы на Гремиху. В устье Поноя и Гремихе руководство СССР предполагало основать мощные военно-морские базы. Эту дорогу до сих пор называют «бериевской». Безумное строительство так и не было закончено из-за смерти Сталина. Но следы начатого проекта до сих пор есть в глухих болотистых лесах центральной части Кольского полуострова. В 2004 году на месте одного из этих лагерьков под названием «100-й километр» в районе Панских тундр побывали мурманские велопутешественники Александр Докучаев и Анатолий Ивкин, о чем написали в отчете о походе на сайте www.murman.velotourism.ru:
«Остовы бараков - пять, десять, еще... Далее не считал. Сосны вокруг стали большими деревьями - столько лет прошло. Сколько их здесь... людей? Если в каждом бараке было по несколько сотен. За что их в глушь, в болото? Зрелище сильно потрясло». Лагерь с центром в поселке Титан просуществовал с августа 51то по апрель 54-го. Над сооружением «мертвых дорог» работали почти пять тысяч заключенных.
ИТЛ комбината «Апатит»
Заключенные еще до войны работали на строительстве АНОФ-1 комбината «Апатит» и на его рудниках. А в мае 1950 года в Кировске был создан отдельный лагерь численностью более 10 тысяч заключенных для обслуживания комбината, добычи апатита и строительства рудников в Хибинах. Работали зеки из этого лагеря и на лесозаготовках для комбината в северной Карелии. В 1953-м лагерь упразднили.
Аллуайвский и Енский ИТЛ
После войны с Финляндией решено было осваивать богатые металлами месторождения под Ковдором. С декабря 1940-го 1300 зеков строили горнорудные предприятия Енского железорудного месторождения. А с апреля по июнь 1941 года более двух тысяч заключенных возводили Аллуайвский феррониобиевый комбинат. С началом войны, которая развернулась в нескольких десятках километров от строительства, зеков «Аллуайвстроя» и Енлага быстренько эвакуировали.
Мончегорский ИТЛ
Одна из крупнейших предвоенных строек в Заполярье - возведение комбината «Североникель». С января 1940-го по июнь 1941-го почти 15 тысяч зеков Мончегорлага, утопая в болотах, возводили цеха стратегически важного предприятия. А с началом войны стройку и зеков эвакуировали в Норильск.
Заимандровский ИТЛ
С октября 1940-го ГУЛАГ принялся за освоение богатого месторождения в районе станции Оленья (сегодняшний Оленегорск). Вплоть до начала войны полторы тысячи зеков строили здесь Заимандровский железный рудник - Заимандровлаг.
Березовский ИТЛ
Березовлаг организовали в августе 1954 года, уже после смерти Сталина и расстрела Берии. Советской системе не так просто было отказаться от дармового труда заключенных. До декабря 1956 года в районе станции Пулозеро около тысячи зеков строили объекты инфраструктуры для горнодобывающих работ, автодорогу Мурманск - Ловозеро.
Кольский ИТЛ
Заключенные ГУЛАГа строили и бурно развивающийся предвоенный Мурманск. С октября 1939-го по февраль 1941 года в столице края разместилось управление Кольлага. Около восьми тысяч заключенных построили железную дорогу от Зеленого мыса до Ваенги (Североморск) и военные объекты на побережье.
ИТЛ строительства № 511
Колонии № 16 и 18 в поселке Мурмаши - прямое наследие ГУЛАГа. Еще до войны содержавшиеся здесь заключенные привлекались для строительства Нижнетуломской ГЭС, самого поселка и дороги на Мурманск. После войны тут снова потребовался невольничий труд. Два года с апреля 51-го здесь находилось управление строительства №511. Пять с половиной тысяч зеков тянули железную дорогу через линию недавних боев на Печенгу и Лиинахамари и ветки к военным аэродромам Килпъявр и Луостари.