История Мурманска
Город Кола.
Официальной датой основания Колы считается 1565 год. В записках голландского купца Симона ван Салингена описывает Колу 1565 года как поселение, находящееся на этапе своего становления, состоящее всего из трех дворов.
в 1573/74 году, по писцовой книге Василия Агалина, в Коле было уже 33 двора.
С 6 февраля 1780 года поселению присвоили статус уездного города в составе Вологодского наместничества, а через четыре года, именовалась уездным центром Архангельской губернии.
Таким образом городом Кола стала в 1780 году, до этого была поселением, но в то же время годом основания считается 1565, хотя есть основания, что данные земли были заселены гораздо раньше.
Я привел для сравнения Колу, как ближайшего соседа Мурманска, аналогично можно проследить историю любого города, изначально основание, а потом статус города…
Вот что говорит Википедия о Мурманске:
Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Через три года в 1915 году, во время Первой мировой войны, на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нём — портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты, где сооружались причалы, и ближайшего озера
Официальной датой основания города считается 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. В этот день на невысоком холме, где сейчас располагается Дворец культуры и техники имени Кирова, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского.
Такова и основная версия Мурманск – год основания 1916,
Однако, на месте Мурманска существовали поселения гораздо раньше, нежели как принято считать официально.
В книге Василия Мужикова «ТОПОНИМЫ МУРМАНСКА», есть любопытные детали:
Когда строилась железная дорога, города Мурманска еще не было. Конечным пунктом значилось Семеновское урочище или просто Семеново. Теперь такое название носят озеро, ручей и микрорайон города. "Семеновские" названия известны с начала XVII века. В писцовой книге Алая Михалкова 1608-1611 годов записано: "Семенова корга (семужья тоня) и в той тони четь (четвертая часть) Марка Офонасьева сына, да в той же тони четь Ефимки Харламова, да Офоньки Турьялца. Да в той же тони полтрети же вдовы лопки Катеринки Сидоровские жены Осиповы дочери Корожного. Да в той же тони полтрети ж Ефремка Осипова сына Корожного, что была прежде сего та тоня муномошского лопина Осипа Семенова сына Корожного".
Как видим, Семеновская тоня в начале XVII века принадлежала нескольким наследникам Семена Корожного, а сам он промышлял в этих местах в середине XVI века. От его имени и пошли все наши "Семеновские" названия: корги, озера, ручья и другие. По берегу Кольского залива на месте нынешнего Мурманска было еще несколько рыболовных тонь: это тоня Калди-наволок на месте нынешней судоверфи, а между ней и Семеновским ручьем была тоня Корошка Малая.
В северной части города, в районе судоремонтного завода № 35, была тоня Купчинка, а в южной, как говорится в описи 1608 года, была "тоня пониже Глубокого ручья Васки Щеки. Да он же Васка... косит сено около тех тонь на берегу". На отмели близ западного берега Кольского залива Анна-корга в начале XVII века была семужья тоня "Анокорга". И уж совсем обжитым местом в начале XVII века была долина реки Роста. Здесь стоял лопарский погост Муномош. Название реки происходит от саамского слова русст – "ржавчина". А происхождение слова такое. На сопке за Ленинградской дорогой в 1920 г. открыты залежи железных руд, и окисленное железо давало о себе знать и в долине реки Росты.
На месте нынешней территории Мурманска братья Строгановы в 1572 году соорудили варницу для выварки соли из морской воды, а затем передали ее Печенгскому монастырю. Вот как об этом говорится в переписной книге Кольского острога 1608 года: " В Кольской губе варница... Да у варницы ж избушка да два анбара соляных, да двор дрововозный, а на дворе две кельи, да анбар, да конюшня, да баня, да за ручьем сарай, да кузница, монастырские ж". С тех пор и пошли наши городские "варничные" названия мыса, ручья, сопки и озер.
Кроме микрорайона и мыса, с топонимом Абрам связаны названия Абрам-пахта, отвесный скалистый берег Кольского залива в полутора километрах к югу от Абрам-мыса, и Абрам-тундра, возвышенность к западу от Абрам-пахты. Такое же название имела и Абрам-корга, отмель в Кольском заливе посреди фарватера, в 171 метре от Абрам-пахты. В настоящее время корга взорвана и убрана, так как мешала подходу судов в рыбный порт.
Все эти названия известны еще с XVII века. Правда, в документах 1608-1611 года писалось "Авраамова пахта" – так именовалась здешняя тоня, однако в документах того же времени никакого Авраама среди владельцев тони не значится.
Художник Поленов, общаясь с местными жителями, слышал легенду о Варлааме (Авраамии, Абраме)-Керетском – кольском священнике времен Иоанна Грозного. Там упоминается и отвесная скала, носящая название Абрамовой пахты. "Устное предание, – пишет Поленов в книге "Оживающий Север", – изменило имя Варлаама или Авраамия на Абрама".
В 3,5 км к северу от Абрам-корги, ближе к западному берегу, находится обсыхающая отмель Анна-корга. И это название не связано с владельцем тони. В начале XVII века здесь была "тоня Анокорга Микулки Злыгостя, что была проже сего Петровского монастыря игумена Гедеона с братиею". Возможно, что название тони Анокорга и отмели Анна-корга топонимы не тождественные, но и в этом случае проявилось народное творчество, образовав из "Ано" – "Анну", в противовес Абраму.
Иван Федорович Ушаков отыскал старые письмена и поведал: «первые подробные сведения о кильдинцах относятся к 1608 году, когда царский писец Алай Михалков провел учет тяглого (податного) населения Кольского уезда. В составленной им писцовой книге сказано: "Погост Муномош стоит над ручьем над Ростьем (ныне это северная часть города Мурманска), а в нем живут лопари крещеные, тяглые... 15 веж, а лопарей в них 42 человека". Муномашские лопари имели два поселения - зимний погост на речке Росте и летний погост на острове Кильдин.
В Росписи лопарским погостам 1623 года говорится: "А живут на том острову кильдинские лопари летом для рыбного промыслу трески и палтуса".
«В местах рыбного промысла лопари ставили вежи - постройки летнего типа, используемые преимущественно для сна и укрытия от непогоды. В зимних погостах вежа утеплялась изнутри шкурами, а снаружи - толстым слоем дерна».
В Никоновской летописи 1532 года сообщается: "Тоя же зимы с Колы реки, с Тутоломи, приехаша в Великий Новгород лопляне Мурманского моря и били челом (просили) пресвященному Макарию... прислать священников церкви Божиа свящати и самим просветитеся святым крещением." Архиепископ отправил к лопарям "от соборныя церкве святой Софеи священника и диакона", которые освятили храм Благовещенья и крестили "лоплян... в нашу православную и святую веру". Так Муномашские саамы были крещены в православную веру.
Почему же историки считают, что история Мурманска началась 100 лет назад, ведь на этих землях издревле были поселения?
Какие будут мнения?