прочитано на просторах всемирной паутины:
Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V—VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах, в бане рождались и умирали. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.
В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани числились как “заведения - для немогущих”. По всей России, в селах и городах на берегах рек, озер и ручьев строили парные бани.
О русских банях писали многие иностранные путешественники.
Немецкий ученый Олеарий (1603—1671), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633—1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане... а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань.
«Русские,— писал Олеарий,— могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из - бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».
Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли.
Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе.
Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины — на другой.
И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста — соответственно в мужскую.
Личный врач императрицы Елизаветы Петровны, португалец Санчес в 1778 году написал трактат о русской парной бане, в котором пишет:
«Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани российские, для пользы общества».
В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.
Русская парная баня представляла собой деревянную избу, в которой расположены два помещения: раздевальное и парильное отделения. В парильне размещалась каменка — печь с камнями.
Русская баня имеет две разновидности: с топкой “по-черному” и “по-белому”.
Топка “по-черному” самая древняя, но она сохранилась до наших дней в некоторых областях, например в Сибири. Печь топят без дымовой трубы, дым выходит через открытое окно парильни. Когда каменка хорошо разогрета, топку прекращают, баню проветривают, стены окатывают водой, затем закрывают окна и двери и поддают воду в каменку для образования пара. Такая баня имеет особый дух за счет воздействия дыма на деревянные конструкции сруба.
Баня с топкой “по-белому” распространена по всей территории страны. В ней дым из каменки отводится через трубу, благодаря чему атмосфера в парильне не загрязняется, проветривания парильни и обмывки стен не требуется.
У русской бани есть еще одна разновидность, которая встречается в степных и безлесных районах, где нельзя построить бревенчатое помещение. В русской печи после выпечки хлеба выгребают золу, настилают доски и забираются внутрь, куда заранее помещены ведерко с водой и веник. При увлажнении горячих стенок печи водой образуется пар.
Как написано в одном древнем трактате, омовение дает десять преимуществ:
ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.
Баня Самуил МаршакСпасибо, спасибо
Тому, кто строил баню,
Кто печку топит в бане
И греет воду в чане,
Еще тому спасибо,
Кто поддает нам жару,
Кто поддает нам жару
И не жалеет пару.
Спасибо, спасибо,
Заботливой хозяйке,
Спасибо, спасибо,
Тому, кто сделал шайки,
И гладко выстругал полок,
И вправил в печку котелок,
И кто дровишек нам припас,
И вяжет веники для нас.
А враги и лиходеи
Пусть уходят поскорее
За болота, за трясины,
За скрипучие осины,
В те края, где нет соседей,
Кроме леших да медведей.
Трижды три девять годов
У злодеев, у врагов
Пусть не будет жаркой бани
И воды не будет в чане,
Пусть у вора, у мошенника
Не найдется в бане веника.
Андрей ВознесенскийБани! Бани! Двери - хлоп!
Бабы прыгают в сугроб
Прямо с пылу, прямо с жару
- Ну и Ну!
Слабовато Ренуару
До таких сибирских "ню"!
Что мадонны! Эти плечи,
Эти спины наповал,
Будто доменную печью
Запрокинутый металл.
Задыхаясь от разбега,
Здесь на "ты", на "ты", на "ты"
Чистота огня и снега
С чистотою наготы.
Баня. Елена Воронец Баня, баня что за чудо!
Дух березовый не спит!
На печи с раздутым пузом
Котелок с водой стоит.
На веревке за трубой,
Веники висят гурьбой.
Есть поменьше, есть побольше,
Выбирай себе любой.
Веник-парень удалой!
Разворотливый, лихой,
Разминает, разбивает
В теле всяческий застой!
Медный ковш повис на чане.
Зачерпни, поддай парку.
Пар барашками клубится
Поднимаясь к потолку.
Раскраснелось тело в бане,
Кровь по телу понеслась-
Это значит, что леченья
Терапия началась!
Если ты устал слегка,
Выйди и глотни кваска.
После жаркого томленья
Кружка кваса-так сладка!
Всех друзей хороших баня
Собирает в тесный круг.
Баня парит, баня лечит,
Баня доктор, баня-друг!
Баня. Галина Скворцова В бане некрасивых женщин не бывает,
Каждая, как Ева хороша:
Влага, словно жемчуг, кожу украшает,
Радуются тело и душа.
Ты меня обнимешь, банька, легким паром,
Пропитаешь ароматом трав,
И красы добавишь, согревая жаром,
Хвори и болезни все прогнав.
Веником дубовым ты напаришь, чтобы
Негою наполнить всю меня,
Я нырну с восторгом в пышные сугробы
Звездам улыбнусь, луну дразня!
Ну, а после чая сразу разомлею
И, конечно же, просплю зарю…
Только засыпая, прошептать успею:
«Господи, за всё благодарю…!»
Русская баня. Полонина Ирина Печка рьяно греет,
Уголь ярко тлеет,
А от духа мяты
Тело воском млеет.
Эх, поддам я жару,
Да побольше пару,
Да на камни брошу
Своего отвару.
Колдовское зелье
Душу успокоит,
А горячий веник
Тело пусть накроет.
Ароматом жарким
Буду я объята
И душою чиста,
И не виновата.
А обдавшись вволю
Ледяной водицей
Отряхну я годы
Стану молодицей.
Напоёно тело
Ароматом луга,
Вот и солнце село -
Жду милого друга.
все... сломался.. сломался ковшик.. кончились стихи...