Волхв » 12 апр 2018, 10:12
В декабре 1965 года в Мурманске и Североморске побывал первый в мире космонавт Юрий Гагарин.
Гагарин на Мурмане. Декабрь 1965.
За четыре с половиной года, прошедшие после первого прорыва землянина в космос, слава Юрия Гагарина достигла тех вершин, когда начинается переход в фольклор. «В Гагарина» играли в мурманских детсадах.
И если 12 апреля 1961 года он облетел вокруг земного шара, то теперь он его объездил как живой символ великой державы. Но, надо полагать, полковника авиации Гагарина тянуло побывать в тех заполярных местах, где он начинал лейтенантом.
Наконец повод подвернулся. В 1965 году мурманской областной комсомольской организации было присуждено Почетное знамя ЦК ВЛКСМ за успехи в шефской работе с Северным флотом. Вручать его в Мурманск отправились второй секретарь ЦК ВЛКСМ Борис Пастухов и член ЦК Юрий Гагарин. Впрочем, этот формальный повод моментально потонул в море, другого слова и не подыщешь, обожания, каким встретило первого космонавта Земли Кольское Заполярье.
Утром 10 декабря 1965 года на аэродроме поселка Килпъявр приземлился борт московского рейса. К трапу тут же подъехал единственный обкомовский черный лимузин ЗИС-110. В суете приветствий никого не удивило, что обычный рейсовый самолет из Москвы был для мурманского аэропорта непривычным - четырехмоторный винтовой Ил-18, хотя линии на Москву и Ленинград вот уже как два года обслуживали реактивные лайнеры средней дальности Ту-124.
Именно из-за перехода на реактивную тягу гражданский аэропорт был в 1963 году переведен с грунтового аэродрома Мурмашей на бетонный военный аэродром Килпъявра. На краю взлетного поля, подальше от истребителей-перехватчиков, установили длинный барак для пассажиров, пустили из областного центра мягкие автобусы «ЛАЗ-турист». Старожилы помнят, какой популярностью пользовался местный аэропортовский буфет с дефицитными осетриной и армянским коньяком: провожающие порой специально мотались в этакую даль (55 километров) провожать.
Но за 29 дней до прилета Гагарина в аэропорту Килпъявра произошла крупнейшая в истории мурманской гражданской авиации катастрофа. При заходе на посадку 42-местный Ту-124 пробил лед на одноименном озере, коснувшись раньше времени предполагаемой полосы. Самолет переломился, кабина и хвост остались на льду, а средние ряды кресел с пристегнутыми пассажирами ушли под воду. Погибли 14 человек.
По бытовавшим тогда правилам ни местные, ни центральные СМИ об авиакатастрофе не сообщили. Но до выяснения всех обстоятельств на мурманское направление запустили хоть и морально устаревшие, но сверхнадежные Ил-18 с гораздо меньшей за счет исключительной планерности посадочной скоростью.
Погода у нас в декабре сами знаете какая. Когда Ил-18 подлетал к Мурманску, аэродром накрыло снежным зарядом. Авиадиспетчер предложил экипажу возвратиться в Ленинград. Пилоты пригласили в кабину знатока здешних полетных условий Гагарина.
- Торопиться не будем, топлива у нас на три часа, сделаем еще круг-другой, а там посмотрим! - предложил летчик-космонавт, без малого три года отлетавший здесь летчиком-истребителем.
И оказался прав. Приземлились аккуратно, в длинной паузе между зарядами. Когда лайнер побежал по посадочной полосе, Гагарин обронил обычную фразу, которая теперь в Мурманске тянет почти на афоризм: «Ну, вот мы и дома!».
По материалам газеты Мурманский Вестник (от 9 апреля 2011) и Государственного Архива Мурманской области.
Кто сгорел, того не подожжешь...