Мы все обладаем некими убеждениями, и зачастую настолько крепко держимся за них, что готовы с пеной у рта доказывать свою правоту. Но задумывались ли вы о природе этих убеждений? Подобный феномен в психологии называется эффектом спящего. В этой статье мы рассмотрим его особенности, узнаем, как проверить на прочность свои убеждения и не поддаться влиянию сомнительной информации.
Эффект спящегоИтак, эффект спящего – это термин, используемый для обозначения влияния информации на мнение людей, причем информации маловероятной или происходящей из недостоверного источника. Феномен возникает в ситуации, когда человек изначально игнорирует сообщение, поскольку не воспринимает его как правдоподобное, а затем по истечении определенного времени (обычно нескольких месяцев) постепенно начинает верить в его достоверность.
Впервые феномен был обнаружен в США в 40-х годах прошлого века во время Второй мировой войны, когда ученые Ховланд, Ламсдейн и Шеффилд решили проверить влияние фильмов армейской пропаганды на отношение солдат к войне. В результате серии экспериментов было выявлено, что мнение солдат о войне через 5 дней после просмотра фильма «Битва за Британию» не отличалось от их изначальной позиции, тогда как через 9 недель ситуация значительно менялась: пропаганда работала, и солдаты начинали лучше относиться к войне.
Профессор Йельского университета Карл Ховланд назвал это явление отсроченного влияния информации на человека эффектом спящего (sleeper effect). Истинность феномена неоднократно подвергалась критике со стороны других представителей научной психологии, поскольку нельзя с точностью утверждать, что исключительно просмотр кинолент повлиял на изменение восприятия солдат по истечении длительного периода времени.
Как же это работает?Представьте себе ситуацию: вы смотрите репортаж об известном вам ресторане, там его резко критикуют, указывают на недостатки, буквально поливают грязью. После этого вы узнаете, что материал был сделан по заказу конкурентов, а значит информации, содержащейся в нем, нельзя доверять, поэтому ваше существующее мнение о ресторане после увиденного особо не меняется. Однако даже несмотря на свое скептическое отношение к источнику информации, с большой вероятностью в будущем вы откажетесь от похода в упомянутый ресторан и окончательно поверите во все негативное, сказанное о нем.
Как ни парадоксально это звучит, по истечении определенного времени мы начинаем верить тому, чему изначально не верили: информация, изначально подвергавшаяся сомнению, кажется более убедительной и, в конце концов, принимается за истину.
Существуют три гипотезы, которые пытаются объяснить эффект спящего.
ЗабываниеИзучая процесс убеждения, Карл Ховланд с коллегами предположили, что эффекта спящего появляется из-за того, что мы забываем изначальную негативную установку о недостоверности источника, а в памяти остается лишь информация о самом сообщении.
ДиссоциацияПозже ученые скорректировали свою позицию и предложили новую теорию, которая утверждала, что со временем ассоциация источника информации с самим сообщением ослабевает в сознании человека. Другими словами, знания и установка больше не связаны и существуют независимо друг от друга. Чтобы проверить теорию диссоциации, исследователи изучали отношение людей к медикаментам, предлагая им информацию авторитетных ученых и малоизвестных газет. Сразу после получения информации больше доверия было к сведениям из авторитетных источников, тогда как по прошествии 4 недель ситуация кардинально изменилась: доверие к сведениям из газет возросло, а «авторитетная» информация стала подвергаться большему сомнению. При этом напоминание испытуемым об изначальной ситуации снова возвращало их первоначальное отношение к изучаемой проблеме.
Дифференциальное разделениеХовланд и его коллеги не объяснили, почему же в первую очередь забывалась информация о достоверности источника, а не само сообщение, несмотря на то что оба компонента были одинаково значимы. Этот вопрос был исследован Гринвальдом, Пратканисом и их командой в серии экспериментов, предназначенных для определения конкретных параметров, необходимых для возникновения эффекта спящего. Результаты показали, что скорость затухания воздействия информации и обесценивающего ее фактора (недостоверного источника) зависит от последовательности их предъявления человеку. Другими словами, эффект спящего появляется в тех случаях, когда информация предшествует сообщению о сомнительности происхождения сведений. Таким образом, память об источнике стирается, оставляя лишь воздействие от полученной информации.
Условия воздействия эффекта спящегоИсследователи предполагают, что эффект спящего проявляется только при одновременном соблюдении следующих условий:
1. Сообщение сформулировано четко, эмоционально и убедительно;
2. Обесценивающий стимул (недостоверность источника) достаточно силён для того, не допустить сиюминутного изменения отношения человека к информации;
3. Прошло достаточное количество времени между непосредственной оценкой отношения и отсроченной оценкой;
4. Само сообщение достаточно сильно, чтобы повлиять на изменение отношения во время отсроченной оценки.
И хотя одновременное наличие вышеперечисленных факторов в реальной жизни довольно редко, не стоит пренебрегать знанием о возможности возникновения эффекта спящего.
Мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, когда на наше уже сложившееся мнение может повлиять незначительная на первый взгляд деталь, например: читая красочный буклет о путешествии с хорошей скидкой, мы узнаем в конце, что в стоимость поездки не входит питание, или в конце статьи о пользе некого продукта мы находим какие-нибудь компрометирующие факты о производителе.
Каждый раз, получая убедительную информацию с обесценивающим стимулом мы рискуем почувствовать на себе эффект спящего. Будьте внимательны, проверяйте достоверность источников информации, изучайте дополнительные сведения, советы и факты, проявляйте критичность и здоровое любопытство.
Это поможет вам сохранить свою стойкую позицию и защитить себя от манипуляций.
https://vk.com/@be.smart-effekt-spyaschego