Пропадаешь - не сдавайся!Основной причиной смерти людей в холодной воде является переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно. чтобы возместить теплопотери.
Однако смерть настигает человека, оказавшегося в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение. Причиной ее может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду, или нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи. Крайне осложняет спасение человека в холодной воде быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее, так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.
И в то же время можно привести примеры поразительной устойчивости человека к холодной воде.
В ноябре 1962 года летчик И.Т. Куницын, катапультировавшийся после аварии самолета над Баренцевым морем, в течение 12 ч греб руками, добираясь до ближайшего островка на спасательной надувной лодке. Не обнаружив на нем никаких средств для поддержания жизни, он снова отправился в путь, продолжавшийся около 40 ч. Несмотря на низкую температуру воздуха и воды (4-6°С), мокрую одежду, у него на третьи сутки после спасения было установлено лишь умеренное общее охлаждение организма, ознобление и отморожение первой степени верхних и нижних конечностей.
В одни из последних дней февраля 1987 года лётчик Ефремов совершил вынужденную посадку на воду в приполярных водах Тихого океана. Надувная резиновая лодка помогла удержаться на плаву, но нисколько не защищала от холода. А мороз был нешуточный - минус 18°С. Чтобы не замерзнуть , пока хватало сил, летчик непрерывно двигался, делал упражнения руками и ногами. А когда силы иссякли - то и дело напрягал мускулы, чтобы хоть как-то сопротивляться надвигающемуся переохлаждению. На семнадцатом часу плаванья лодочку с полузамерзшим пилотом обнаружили моряки субмарины, вышедшей на поиск исчезнувшего самолета.
Ефремов был спасён. Выстоять ему помогли воля, выносливость и здоровье, навыки и закалка заядлого охотника и рыболова, оптимизм, без которого невозможна борьба со стихией.
Ещё более поразительным является случай с лётчиком Валентином Смагиным, который академик АМН СССР Г. Сидоренко отнес к "исключительным в медицинской практике. И исключительность эта, без сомнения., - следствие необычайных волевых качеств офицера.
Заполярная осень уже вступила в свои права. Экипаж, выполнив задание, возвращался на свой аэродром. Вдруг в наушниках коротко, как удар хлыста, прозвучал дважды повторенный приказ командира: "Второму штурману покинуть самолет!" Часы показывали 21 ч 40 мин, когда катапультное кресло вышвырнуло летчика из теплой уютной кабины самолета в промозглый мрак сентябрьской ночи. Отошло кресло. С шелестом раскрылся парашютный купол.
Смагин пристально всматривался вниз, пытаясь различить хоть единый огонек. И лишь когда до "земли" остались считанные метры, он понял: под ним - море. Это было Белое море - суровое, безжалостное.
Смагин погрузился в его студеные волны. От обжигающего холода захватило дыхание. Захлебываясь горько-соленой водой, он выплыл на поверхность, поддул спасательный жилет и, нащупав коченеющими руками замок подвесной системы, нажал фиксатор. Порыв ветра сорвал подвесную систему. Стало легче держаться на воде. Отдышавшись, он подтянул за фал спасательную лодку. Но взобраться в нее в намокшей, ставшей скользкой кожаной куртке оказалось непросто. Пришлось снять с себя надувной жилет. сбросить куртку, оставшись в легком комбинезоне. Лишь после этого удалось влезть в маленькую резиновую лодочку. Сильный порывистый ветер гнал ее по бурному морю к еще невидимому во мраке берегу. Крутые волны то и дело переворачивали лодку, и ему каждый раз приходилось взбираться в нее. Два, пять, десять. Смагин уже потерял счет этим ледяным купаниям. Он уже почти не чувствовал холода. Но решил не сдаваться, бороться за жизнь, пока есть хоть капля сил, и без перерыва греб и греб онемевшими от холода руками. Неожиданно огромная волна опрокинула лодку и унесла ее в темноту. Казалось, теперь - конец. Но вдруг ноги зацепили дно. Значит, берег где-то совсем близко (впоследствии определили, что до него оставалось еще 200 м).
Он продвигался вперёд, то стараясь плыть, то отталкиваясь от дна ногами. Перед глазами всплывали белые круги, он почти терял сознание, но, собрав в комок всю волю, приказывал себе: вперед!
Неподалёку приветливо светился желтый глаз рыбацкой избушки. Он дополз до порога и упал без память.
Супруги Гундаровы сделали все возможное, чтобы спасти героя-летчика. Почти семь часов находился Смагин в воде, температура которой была всего шесть градусов выше нуля, а воздуха - плюс пять. Семь часов борьбы со стихиями! Какими беспримерным мужеством должен обладать человек, чтобы выдержать это страшное испытание холодом и ежеминутным ожиданием гибели!