may писал(а):Ну, по году на судно... Верю. Мы поднимали БПК в Белокаменке около года. Только он лежал прям у причала, и хоть по малой воде на палубе работать можно было....
подводная лодка с-80, советская дизельная с крылатыми ракетами, проекта 644 (Whiskey Twin-Cylinder в классификации НАТО).
несколько фактов.
Заложена 13 марта 1950 года на заводе «Красное Сормово» в городе Горький как головная средняя подводная лодка проекта 613. С 1 июля 1957 года по апрель 1959 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком выполнены модернизационные работы по проекту 644.
Ночью 26 января 1961 года С-80 находилась в Баренцевом море с целью отработки и совершенствования задач одиночного плавания. На борту кроме штатного личного состава находилась часть экипажа однотипной лодки С-164, в том числе её командир, капитан 3 ранга В. А. Николаев.
Занимала подводное положение на перископной глубине с открытым шноркелем (трубой для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины). Волнение на море достигло 6 баллов при температуре воздуха −5 °C. Последнее сообщение от лодки поступило в 0:30 27 января (доклад метеообстановки). 3 февраля рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй подводной лодки, были организованы поиски, продолжавшиеся до 16 февраля, однако лодка обнаружена не была.
В дальнейшем, в результате расследования государственной комиссии было установлено, что в 01:27 27 января лодка ушла ниже перископной глубины, что должно было вызвать автоматическое закрытие клапана шноркеля для предотвращения попадания в него забортной воды. Однако этого не произошло из-за обледенения поплавкового клапана шноркеля: система обогрева клапана горячей водой от дизельной силовой установки была отключена.
Дизельные двигатели были остановлены после обнаружения поступления воды в пятый отсек[3]. Матрос-моторист пятого отсека обнаружил попадание воды, но не смог оперативно перекрыть вентиль вентиляционной системы двигателя. Вместо того, чтобы перекрыть его, он стал открывать вентиль по максимуму (матрос был прикомандирован с другой подводной лодки, где воздушная магистраль перекрывалась не влево, а поворотом рукоятки вправо). Матрос отжимал его с такой силой, что согнул шток. Вскоре отсек был затоплен, лодка потеряла управление и начала крениться. Однако, согласно другому мнению, ошибка вахтенного трюмного состояла в том, что вместо закрытия воздушной захлопки РДП был задействован манипулятор опускания астронавигационного комплекса «Лира» (обе рукоятки находились рядом и были визуально схожи). Второй запор шахты подачи воздуха, через который поступала вода, был закрыт на восемь оборотов из одиннадцати, затем шток клапана погнулся под напором воды, что сделало невозможным полное закрытие
После того как лодка накренилась на 45 градусов, её ход замедлился до полной остановки, а затем она начала двигаться назад и погружаться до касания грунта. Второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. Однако в оставшихся отсеках ещё были живы 24 человека. На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха, люди начали умирать от медленного удушья. Некоторые не выдерживали и выбирали быструю смерть, другие держались до последнего. В боевой рубке на задраенной крышке нижнего люка нёс командирскую вахту старпом капитан 3-го ранга В. Осипов; командир ракетной боевой части (БЧ-2) капитан-лейтенант В. Черничко стоял на перископе как вахтенный офицер.
Все 68 членов экипажа С-80 погибли.
14 марта 1961 года С-80 исключена из состава флота. Комиссия Министерства обороны ограничилась заключением:
" ... на лодке произошла тяжёлая авария, связанная с с поломкой техники, с которой экипаж в условиях урагана не смог справиться"
Судьба экипажа и подводной лодки оставалась неизвестной семь с половиной лет. В 1968 году в штаб Северного флота поступила информация, что рыбаки теряют свои сети, цепляясь за крупный предмет на дне. 23 июня 1968 года спасательное судно «Алтай» обнаружило корпус подводной лодки на глубине 196 метров в точке 70°01′23″ с. ш. 36°35′22″ в. д. (примерно 110 км на северо-восток от Кильдина) Подводная лодка лежала на твёрдом грунте без дифферента, накренившись на правый борт. В результате тщательного обследования с помощью спускаемой обитаемой наблюдательной камеры было установлено, что это С-80.
Государственная комиссия приняла решение о проведении операции «Глубина» по подъёму подводной лодки. Из Севастополя в Североморск перешло новое спасательно-подъемное судно «Карпаты», вошедшее в состав экспедиции особого назначения ЭОН-10, командир экспедиции — капитан 1-го ранга Сергей Минченко. В состав ЭОН-10 входили также два морских буксира, четыре спасательных и одно килекторное судно. Для охраны района работ, проводимых в нейтральных водах, в оперативное подчинение командиру экспедиции были переданы четыре морских тральщика и периодически привлекался эскадренный миноносец. Операция по отрыву от грунта и подводной транспортировке лодки в бухту Завалишина Териберской губы (район поселка Териберка) была начата 9 июня 1969 года.
24 июля 1969 года С-80 была поднята на поверхность, отбуксирована в бухту Наша, где установлена на понтоны и в августе обследована правительственной комиссией во главе с вице-адмиралом Г. И. Щедриным, которая и установила причины аварии. Лодка была признана не подлежащей восстановлению, разделана на металл в 1969 году.
Однако некоторые обстоятельства так и остались невыясненными. Согласно выводам командира ЭОН-10 Сергея Минченко, «положение вертикального руля С-80 — 20 градусов на левый борт — говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном».
После гибели лодки было принято решение о строительстве спасательно-подъемного судна проекта 530 «Карпаты» (заложено в г. Николаеве на судостроительном заводе им. 61 коммунара в 1963 году, принято в состав ВМФ СССР 30 сентября 1967 года). Выведено из состава ВМФ РФ в 2009 году.
Впервые в мире была проведена операция по подъему подводной лодки с глубины около 200 метров и транспортировке её в прибрежный район. и это 1969 год!!!