Очередной опус.
Рукопись из Асторги. 1624 годThe Astorga Manuscript A.D. 1624
http://www.54deanstreet.it«Это книга, в которой рассказывается о том, как подбирать и использовать перья для ловли форели», так начинается один из самых загадочных и в то же время важных текстов для понимания эволюции ловли рыбы нахлыстом в Испании.
José Luis García González Во время поисков вдохновения, чтобы начать писать эту статью, мне в голову пришло образное изображение троянского коня. Этот гаджет, замаскированный под жертву и нагруженный обманом, который, согласно летописям, греки оставили у ворот Трои. Возможно, та история, которую Гомер цитировал в «Одиссее», имеет что-то общее с тем, что я хочу сегодня рассказать. «Во имя Бога и Богоматери. Это хорошая книга о том, как вязать и аранжировать перья для ловли форели в определенные месяцы». Так начинается Рукопись из Асторги. Известная рыбакам как Испании, так и всего мира, она всегда восхищала качеством и количеством собранных знаний, но ее реальная ценность всегда была завуалирована по нескольким причинам: во-первых, позднее обнаружение документа; во-вторых, ее последующие появления и исчезновения; в-третьих, сложная интерпретация как информации, содержащейся в тексте, так и способа создания тех искусственных мух, которые стали рассматриваться, как зашифрованная между ее страницами головоломка, вероятно, невозможная для решения.
История: священнослужитель из города Асторга (провинция Леон) Хуан де Бергара начал писать документ, в котором он, а затем еще один человек, личность которого неизвестна, составили часть существующих знаний того времени о ловле рыбы нахлыстом и рыболовных мухах, утверждая, что они уже были обычным явлением среди рыбаков Леона. Эта уникальная копия, которая была в форме небольшого буклета, брошюрки с двадцатью страницами, написанными от руки ее авторами, впоследствии получила название города, в котором она родилась, и сегодня известна как Рукопись из Асторги. Поскольку она была обнаружена там в тридцатые годы прошлого века, ее удивительное содержание не позволило провести углубленное изучение, хотя первые сведения уже свидетельствовали об ее важности. Вскоре после смерти ее последнего владельца, г-на Хулио де Кампо, документ был утерян из-за перемещения между томами его библиотеки, пока он не был снова обнаружен в начале шестидесятых годов. Затем он был приобретен провинциальным советом Леона. Именно в то время все его страницы были сфотографированы, а затем расшифрованы доктором Хесусом Париенте Диесом. Благодаря его работе и преданности, мы в настоящее время имеем содержание и формы Рукописи из Асторги. Я говорю так, потому что в 1964 году провинциальный совет Леона передал ее генералу Франко во время визита в город Леон. С тех пор документ пропал.
Рукопись и ее язык: Рукопись из Асторги состоит из последовательности рецептов вязания тридцати шести рыболовных мух, упорядоченных, как это является обычным среди старых рыболовных сочинений, по месяцам года. В данном случае с января по день Святого Иоанна в конце июня. Читая ее страницы, мы сталкиваемся с каллиграфией, и два почерка, по одному от каждого автора, относительно легко читаются. Настоящая проблема возникает, когда мы пытаемся понять, что авторы хотели сказать и почему. Тогда первым шагом в подходе к содержанию Рукописи стало понимание языка и того, как использовать ее в качестве описательного инструмента. Отсутствие подробностей о том, как приступить к объединению всех описанных материалов, чтобы изготовить мух, их размер, как составлять снасти, как ловить ими рыбу и т. д., заставляет нас думать, что эти записи могут быть личными заметками автора, исключительно для себя или для небольшого круга ценителей. Таким образом, отсутствие инструкций «как делать» было бы оправданным, инструкций, которые другие подобные авторы в то время делали в своих трудах с намерением привлечь аудиторию. В Рукописи нет пояснений, потому что они, вероятно, были опущены. Мы должны признать, что эти образцы мушек, дошедшие до нас из времен рукописного сборника 1624 года, являются результатом гораздо более ранней традиции. В противном случае мы не смогли бы понять простую, но изысканную технику или сложную комбинацию материалов. Хуан де Бергара уже предупреждает, что его записки «должны быть взяты и использованы при некоторых знаниях книг рыбаками с большим опытом».
Не имеется известной документированной информации об этих книгах или их содержании, хотя без сомнения эти «содержание» и «опыт» были сохранены на языке гильдии и в описаниях устной передачи, связанных с современным искусством вязания традиционных Леонских мушек. Ключ к пониманию этого труда во многом связан с его анализом и восстановлением. Так, например, на вопрос о том, на что клюют форели, все еще часто можно услышать ответ, подобный «на табак, с ребрами из кости, с пардо крудо». Остальное отсутствует, потому что все рыбаки знают, что это такое и каков будет результат. Это краткое описание, которое переводится как «муха с коричневатым телом (цвета, похожего на табак), с ребрами из грязно-кремовой или белой нити (цвета кости) и увенчанная петушиным пером Кок де Леон Пардо, с крупными, темными или черными пятнами на белом фоне», по сути, содержит ту же описательную технику, которая использовалась 400 лет назад.
Давайте посмотрим, как Хуан де Бергара охарактеризовал одну из тех мух, окрестив ее, если кто-то не сделал этого раньше, как "мокрую рыжую для периода с середины марта по апрель":
"Lleva un negrisco açerado claro luego una de pardo de obra muy menuda que no sea dorada encima desta, una de picapez, luego otro negrisco como el primero. Por capa dos bueltas de bermejo de gallo de muladar ençendido. Cuerpo de seda abinagrada a manara de acavellado escuro, papo y cocote seda leonada muerta. Vinco acul y blanco delgado y poca rropa en el ala tanbien se puede echar el cuerpo de çedaço y es muy bueno. La Caveça encarnada puede ".Что, по-видимому, будет звучать так:
«Привяжите серое перо Coq de Leòn Indio светлого стального цвета. Затем перо петуха Coq de Leòn Pardo с очень маленькими пятнами, не золотыми. Над последним - перо зимородка (Alcedo Atthis). Затем еще одно перо Coq de Leòn, как первое, описанное выше. В голове два оборота интенсивного красноватого пера обычного петуха. Тело из шелка цвета винного уксуса, похожего на темно-коричневый цвет волос. Верх и низ торакса из шелка цвета выцветшего меха льва. Ребра из двух тонких скрученных нитей синего и белого цвета. Не используйте чрезмерное количество перьев для имитации крыльев. Тело также может быть сделано из скрученных волокон конопли, и муха продолжает оставаться эффективной. Голова может быть телесного цвета».
После прочтения этих строк сразу возникает вопрос: как можно уместить на сантиметре крючка пять разных нитей, образующих тело мухи, и до пяти разных перьев, имитирующих крылья? прежде чем узнать ответ, мы должны подойти к
adobos y aderecos (маринады и заправки), ингредиентам и смесям, которые эти рыбаки использовали для изготовления мух.
Материалы: нитки и перья. Всего в Рукописи из Асторги есть тридцать девять различных цветов и фактур нитей, в основном из шелка, но также из льна и конопли. Нитки и цвета, которые образуют тела мух и формируют на них узоры и рисунки, нарисованные природой на тораксе или брюшке натуральных насекомых, в дополнение к приданию точного цвета голове каждой имитации. Чтобы интерпретировать описания, приведенные в Рукописи для цветов, необходимо понимать, что Хуан де Бергара и Второй Автор используют преднаучные имена, в которых объекты, в данном случае нити или перья, описываются своим сходством с естественными образцами, таким как:
леонадо (цвет меха льва),
авинаградо (цвет уксуса),
ацерадо (цвет стали),
ахумадо (цвет дыма).
У каждой мухи есть свое имя, которым делается попытка описать их, не упоминая об их авторе, происхождении или других особенностях вне их. Он предпочитает раскрывать через него некоторые особенности, связанные с формой мухи, цветом, перьями или даже поведением имитируемого насекомого. Таким образом, в каталоге имен появляются названия:
Negriscos (с крыльями, образованными перьями леонского петуха сорта Индио, или Негриско, как их называет Рукопись),
Salticas (прыгающий),
Longaretas (с удлиненным телом),
Encubiertas (с крыльями, закрывающими тело). В настоящее время, при отсутствии фотографии и использовании только языка, было бы трудно получить более простые, естественные и доходчивые описания, чем те, которые содержатся в Рукописи из Асторги.
Возвращаясь к нитям, без сомнения, главный герой шелк. Едва использованный в двенадцати мухах, составленных в трактате (1496), приписываемом Даме Джулиане Бернерс, он, тем не менее, щедро использовался и в первых австрийских трудах о рыболовстве того времени. В Италии шелк, несомненно, также был наиболее существенным материалом. В дополнение к письменному упоминанию о пяти мухах Эудженио Раймонди в 1632 году, которые, несомненно, заслуживают нескольких строк, традиционные вальсесианские мухи красноречиво свидетельствуют об использовании шелка. Наряду с шелком в Рукописи используются нити и пряди льна и конопли, которые упоминались с той же целью в более поздних европейских сочинениях.
Если для тел цветовая палитра значительна, то для перьев она эффектна. В Рукописи появляются первые упоминания о Леонском пере и его судьбе в искусственных мухах. Мы можем рассматривать эти описания, как первый каталог, который детализирует и дифференцирует подборку из шестидесяти шести различных сортов
Coq de León Pardo и
Coq de Leòn Indio. Каждый пишет свою собственную историю чернилами, которые у него есть под рукой. На рыбалке и в мухах то же самое происходит с перьями. Несомненно, существование мух, описанных в Рукописи, неразрывно связано со счастьем иметь перья этих птиц. Перья Леонского петуха, описанные в Рукописи, сегодня имеют сходные наименования, и все они сохранились до наших дней. Что касается особенностей этих перьев, и, оставляя в стороне их пригодность для имитации яркости и рисунка крыльев любого насекомого, у них есть дополнительная ценность однородной и гладкой структуры каждой бородки, составляющей перо, что позволяет им сохранять свои качества, как в сухом, так и в мокром виде. В дополнение к поддержанию желаемого объема и формы, благодаря его гибкости.
Вероятно, неизвестность свойств этих перьев за пределами Испании напрямую связана с ограниченным распространением, которое традиционные Леонские мухи имели в последние десятилетия, с их процедурой вязания и тем, как ловить с ними рыбу. Но нам нужно помнить, что мы все еще можем иметь природный материал, полученный от первого животного, выращенного и исторически отобранного для изготовления рыболовных мух, который пережил все инновации, постоянно внедряемые в мир муховязания. В Рукописи иногда используются перья некоторых других птиц, таких как малая дрофа (tetrax tetrax), перепел (coturnix coturnix), вальдшнеп (scolopax rusticola), зимородок (alcedo atthis), кроншнеп (numenius arquata), обыкновенный бекас (gallinago gallinago), кукушка (cuculus canorus) или соловей (luscinia megarhynchos). Эти перья всегда смешаны или сопутствуют перьям Леонского петуха, дополняя их по усмотрению того, кто нашел в них нюанс, фактуру или рисунок, необходимые для каждой модели.
Открытие: мушки Рукописи из Асторги. Пришло время ответить на главный вопрос; Как были описаны тридцать шесть мух в «Рукописи из Асторги» в 1624 году? Со времени первых чтений документа предлагаемые решения были частичными и неполными, и мушки не могли быть выполнены за исключением нескольких неудовлетворительных имитаций с использованием одних и тех же методов. Несомненно, неожиданная изощренность приемов вязания стала причиной попыток истолкования их в течение более 100 лет, хотя, тем временем и несмотря ни на что, этот трактат стал каноном. Решатели головоломок пытались расшифровать каждую из загадок, содержащихся в тридцати шести описаниях. Настоящее решение может быть найдено только тогда, когда будет возможно восстановить всех мух, размещая каждый материал один за другим и, что еще более важно, используя одинаковую технику во всех из них. Задача была непростой, и для ее достижения необходимо было рассмотреть две предпосылки: во-первых, размещение в правильной точке. Перестаньте быть рыболовом XXI века, и подумайте, как это сделал бы рыболов в начале XVII века. Во-вторых, следование инструкциям в тексте. Невыполнение этого требования только поднимало и опровергало одну гипотезу за другой.
Невозможно уместить в несколько строк всю философию Рукописи, которая продолжает обогащаться и по сей день, но общий подход к особенностям ее вязания можно сделать. Для выполнения тел мух нормальная вязальная нить не требуется. Обычно используемый сегодня и имеющий значительную историческую проекцию подход, вязальная нить является первым, с чего начинается вязание, и последним, что обрезается, служа для удержания остальных частей, нитей, шерсти, перьев или других материалов. По традиции Леона каждая из нитей прикрепляется к крючку индивидуально и последовательно наматывается. Следующим шагом будет плетение цвета, текстуры, формы, рисунка и прозрачных пленок тела каждой имитации. Пока что, хотя и трудоемко, ничто не казалось невозможным. Проблема возникла, когда пришло время делать копию крыла мухи. Единственный известный способ установки пера в традиционных Леонских мушках, используемый до сих пор, был описан в рукописи Луиса Пенья 1825 года. Этот документ, написанный после Рукописи из Асторги и имеющий ту же судьбу, организован аналогичным образом. Он включает сорок одну модель искусственных мух, некоторые из которых основаны на базе мух 1624 года.
Рукопись Луиса Пенья заслуживает отдельной главы. Это еще один большой и неизвестный вклад "испанской школы" в ловлю рыбы нахлыстом. В свете его моделей работа поколений после Рукописи из Асторги по продолжению линий, которые она определила, очевидна. Техника, используемая для размещения перьев и передаваемая от рыбака рыбаку до нынешнего дня, конкретизируется в том, чтобы отрывать отдельные бородки пера, отделяя их от стебля, чтобы потом перегруппировать их и привязать к голове имитации, позволяя им моделировать крылья насекомого в форме веера. Применяя эту процедуру, можно смешивать бородки разных перьев в одном пучке. Такая техника напоминает процедуру, используемую в живописи, когда цвета смешивают на палитре, прежде чем применять на холсте. Эта техника не позволяла соблюдать инструкции, данные Рукописью из Асторги. В ее тексте было предложено использовать два одинаковых способа размещения перьев, получая два разных результата. С другой стороны, для одной и той же модели требовалось размещение различных сортов перьев
Coq de León Pardo и
Coq de Leòn Indio, указывая на то, что в конечном результате должны выделяться детали каждого из конкретных перьев. Смешивать бородки пера в одинаковых пропорциях было невозможно. Чтобы еще более усложнить ситуацию, в некоторых случаях требовалось, чтобы одни бородки были размещены, над или между другими, привязанными по очереди на крючок. Решение могло быть найдено не чем иным, как применением логики и изобретательности.
Таким образом, когда в рецепте сказано перо, целое перо должно быть помещено непосредственно на мушку, и так далее, сколько идентичных или различных перьев автор перечисляет для каждой модели. Иногда одно над другим, а иногда рядом друг с другом. В случае намотки пера мы должны обернуть его вокруг крючка, сколько раз это указано. Возвращаясь к образу картины, в случае с Рукописью смешение цветов не производилось сперва на палитре, а делалось прямо на холсте, накладывая мазки разных цветов. В этой загадке действительно скрывался эволюционный процесс, в данном случае в направлении упрощения. Обстоятельства, возникающие на протяжении всей истории, такие как постоянная нехватка птиц, или увеличение количества любителей нахлыста и, следовательно, спроса на эти перья или другие причины строгой экономии, были приняты ремесленниками и рыбаками при создании мух, они перестали использовать целые перья и начали упрощать вязание с их фрагментами.