Магазин МОПЕДОФФ Мурманский Рыболовный Портал против свободной продажи сетей!

История Кольского края.

Все о о Мурманске и Мурманской области. История, люди, природа и др.

Re: История Кольского края.

Сообщение Белый медведь » 21 дек 2018, 10:49

Бонч писал(а):
timoxa13 писал(а):Саша, спасибо за интересную инфу с элементами конкурса! :mi_ga_et: :-) :cool_cool:
вот смотрю, все фотки не ссылками выкладываешь, а в натуральном виде грузишь...и описательная часть грамотная...признавайся - у тебя дома большой краеведческий архив?!

...насколько еще помню с детства, её восстанавливали пленные немцы

архива как такового нет, но по разным компам разбросано много информации собрано.. все нет времени каталогизировать.. :smu:sche_nie: так, небольшое увлечение..
ссылка она не вечна, ресурсы перестраиваются, изменяются, удаляются.. поэтому размещаю фотками.
про восстановление здания немцами ничего сказать не могу. вполне возможно. пару раз здесь писал, что в некоторых деревянных домах находили пацанами в подвалах глиняную посуду. так взрослые и говорили, что посуда от немцев осталась, когда они дома здесь строили... твой дом то старенький вроде как? еще довоенный?

Все двухэтажные дома (темно-желтого цвета) на Октябрьской построены немецкими военнопленными.
Самые смешные рыбаки, рассказывающие только «как было» и «как надо»...
Белый медведь
Активист
 
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 29 дек 2009, 21:54
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 1244 раз.
Поблагодарили: 2444 раз.
Имя: Михаил
Дополнительная информация: ВСЕГДА!!!
Техника: Сирота

Объявления

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 21 дек 2018, 11:25

Белый медведь писал(а):Так это и есть бывшая «Арктика»

ты знал, ты знал.. :hi_hi_hi:

1450714667df8.jpg

14532157346d5.jpg
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 21 дек 2018, 12:58

timoxa13 писал(а):..и описательная часть грамотная...признавайся - у тебя дома большой краеведческий архив?!

Как то раз был на экскурсии по местам боевой славы.. разболтался с экскурсоводом. он просто рассказал, как готовится к каждой экскурсии.. любая программа - это минимум 5-6 книг прочитать, чтоб потом выложить свои знания за 3-4 часа.. меня иногда знакомые просят провести экскурсии по Мурманску, Териберке, Муста-Тунтури.. вот приходится также читать, копить материал..

сегодня я хочу рассказать об одном удивительном человеке (давно собирался, но никак времени не хватало, сесть за перо.. а вот больничный малость руки развязал..) Итак о первом, можно так сказать, градоначальнике Мурманска. мало кто из мурманчан о нем знает... (((

Кто читал роман Валентина Пикуля «Из тупика» тот, наверное, помнит адмирала Кирилла Фастовича Ветлинского. А кто читал романы Генрика Сенкевича «Потоп» и «Пан Володыевский» вспомнят Гасслинга-Кетлинга оф Элджина. Я в детстве фильм смотрел «Пан Володыевский».
Что связывает этих двух персонажей? И тем более что связывает историю Мурманска с этими людьми?
В 1934 году при строительстве Дома междурейсового отдыха моряков экскаватор ковшом зацепил большой деревянный ящик. А внутри стоял еще один – цинковый. Это был гроб. Рабочие вызвали сотрудников НКВД. Сверху гроба была сделана стеклянная крышка. Внутри гроба лежал высокий мужчина в военно-морском мундире, в лакированных ботинках. Светлая бородка католическая молитва на бумажке, иконка Богоматери Ченстоховской (Главная святыня Польши и одна из самых почитаемых святынь центральной и восточной Европы).
Это была могила главы Главномура, фактически первого мэра Мурманска, адмирала Казимира Кетлинского убитого 28 января 1918 года. Сотрудники НКВД приказали всем рабочим помалкивать о случившемся, подогнали «черного воронка» и увезли тело адмирала Кетлинского. Куда? Никто не знает. Быть может когда-нибудь вскроется история о его перезахоронении.
Казимир Филиппович Кетлинский родился 27 июля 1875 в городе Могилёв-Подольский — российский военный деятель, контр-адмирал, участник русско-японской войны.
Казимир происходит из польского дворянского рода (фамилия Kietlinski иногда пишется как Китлинский), основателем которого, согласно семейной легенде, был шотландец английского происхождения Гасслинг-Кетлинг оф Элджин. Кетлинг участвовал в шведском нашествии в XVII веке, попал в польский плен, так там и остался. А потом и женился на польке Кристине Дрогоёвской. Поступил на польскую военную службу. Профессиональный квалифицированный военный, артиллерист, рыцарственный, серьезный, способен на упрямые, сумасшедшие, в буквальном смысле самоубийственные, поступки. Именно он и послужил прототипом героя Генрика Сенкевича.
Родители отдали Казимира в Морской корпус, семья Кетлинских была лояльна к царскому режиму и не страдала польским национализмом и русофобством. В 1895 году гардемарин Кетлинский закончил корпус пятнадцатым по успеваемости из девяноста выпускников и получил мичманский чин. В 1902 году Казимир закончил артиллерийский офицерский класс с зачислением в артиллерийские офицеры 1-го разряда. В 1900 году был откомандирован в Филадельфию наблюдателем за строительством эскадренного броненосца «Ретвизан». В последствии Казимир служил на этом корабле до марта 1904 года артиллерийским офицером. Отличился во время нападения японских миноносцев в ночь на 27 января и отражения последующих атак брандеров на броненосец. За бой 10 февраля получил золотую саблю с надписью: «За храбрость».
В апреле 1904 года назначен флагманским артиллерийским офицером морского походного штаба эскадры Наместника Е. И. В. на Дальнем Востоке и переведён на броненосец «Цесаревич». В бою 28 июля 1904 года был ранен осколками снаряда, залетевшими в боевую рубку броненосца. После боя в составе экипажа корабля интернирован в Циндао и не принимал участия в дальнейших событиях русско-японской войны.
Кетлинский.jpg
Казимир Кетлинский
Кетлинский.jpg (10.35 КБ) Просмотров: 1320

В июне 1907 года за отличие в русско-японской войне Кетлинский был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом и Св. Станислава 2-й степени с мечами
В 1906—1909 годах служил на Черноморском флоте в должности флагманского артиллерийского офицера штаба командующего Практическим отрядом Чёрного моря и штаба начальника морских сил Чёрного моря. В 1910 году был произведен в чин капитана 2-го ранга и командирован в Англию, Италию и Францию для изучения организации военного флота. После возвращения в Россию преподавал в Морской академии. С 1913 по 1916 год снова служил на Чёрном море в должности исправляющего должность начальника оперативного отдела штаба начальника морских сил Чёрного моря и флаг-капитана по оперативной части штаба командующего флотом Чёрного моря. 25 августа 1914 года был произведен в чин капитана 1-го ранга и в декабре того же года награждён орденом Св. Анны 2-й степени с мечами.
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 21 дек 2018, 13:01

19 августа около 3 часов ночи на крейсере «Аскольд», находившемся на ремонте во французской Тулоне, в кормовом погребе, где находилось 828 снарядов и около 100 000 ружейных патронов, произошел взрыв. С помощью бикфордова шнура неизвестным злоумышленником через отверстие вывернутой ударной трубки был подожжен порох в гильзе одного из унитарных патронов; гильза разлетелась, но снаряд не взорвался. Утром после взрыва арестовали 28 человек, позже еще 49.
Аскольд Иванов.jpg
командир "Аскольда" капитан 1 ранга Иванов С.А.
Аскольд Иванов.jpg (46.1 КБ) Просмотров: 1319

Приказом командира корабля капитана 1 ранга Иванова Сергея Алексеевича 24 августа была назначена следственная комиссия «по делу о покушении на взрыв крейсера в 3 часа 20 августа 1916 года». Председателем комиссии назначался военно-морской следователь подполковник Найденов и членами — старший лейтенант Петерсен, лейтенант Ландсберг и лейтенант Булашевич. Ведение следствия было значительно облегчено тем, что на борту крейсера, волею случая, уже достаточно продолжительное время находился весьма квалифицированный профессиональный юрист — следователь подполковник Найденов.
По результатам работы следственная комиссия пришла к заключению, что матросы Захаров, Бирюков, Шестаков, Сафонов, Терлеев, Бессонов, Ляпков и Бешенцев достаточно изобличаются в том, что, войдя при посредстве сбежавшего с корабля комендора Андреева в сношения с неизвестными лицами на берегу, поставили себе целью взорвать корабль со всем личным составом, из личных выгод устроили поджог трех 75-миллиметровых унитарных снарядных патронов, из коих от поджога взорвался только один снаряд. Далее шло перечисление статей устава о наказаниях и постановление о привлечении указанных восьми нижних чинов в качестве обвиняемых. При этом главных обвиняемых было четверо: матросы Д.Г. Захаров, Ф.И. Бешенцев, Е.Г. Шестаков и А.А. Бирюков.
Подписано заключение материалов расследования было 8 сентября 1916 года. Подписали его четверо: Найденов, Петерсен, Ландсберг и Булашевич.
Несмотря на то что обвиняемые не сознались и заявили о своей готовности дать новые объяснения своим поступкам, капитан 1-го ранга Иванов 6-й 9 сентября утвердил заключение комиссии и предал указанных 8 матросов суду Особой комиссии.
Зная о своем переводе в Россию на адмиральскую должность и получив телеграмму, что его сменщик Кетлинский уже в пути, Иванов засобирался домой. Теперь он ждал только приезда сменщика, чтобы как можно скорее покинуть палубу неспокойного крейсера. При этом больше всего Иванов боялся, что сменяющий его Кетлинский задержится где-нибудь в дороге и ему самому придется решать вопрос с выносом приговора матросам-диверсантам. В последние дни своего пребывания на «Аскольде» Иванов откровенно затягивал созыв суда. Тактика Иванова оказалась совершенно правильной, и он в нетерпении, дожидаясь приезда Кетлинского, так и не созывал суда, чтобы самому не утверждать заранее предопределенного по законам военного времени приговора диверсантам. 10 сентября, в Тулон прибыл капитан 1-го ранга Кетлинский новый командир Аскольда и в тот же принял командование над находящимся там на ремонте крейсером «Аскольд» у Иванова. Вообще-то для приема корабля 1-го ранга полагалась как минимум неделя, но Иванов, буквально бежал с «Аскольда»
Следственная комиссия обвинила в причастности к взрыву восемь человек, и 10—12 сентября состоялся суд, приговоривший к смертной казни четырех матросов, приговор утвердил новый командир крейсера капитан 1 ранга К.Ф. Кетлинский. 15 сентября на форте Мальбуск были расстреляны четверо матросов, а 113 человек в тот же день отправлены в Россию. В книге «Крейсер «Аскольд» В.Я. Крестьянинов и С.В. Молодцов пишут: «Кетлинскому предстояло утвердить приговор. Будучи противником смертной казни, а одно время даже толстовцем, он мучительно колебался. Но люди, решившиеся за деньги взорвать свой крейсер, на котором спали 500 человек их же товарищей, представлялись Кетлинскому зверями. Продумав над приговором всю ночь, он принимает решение…»
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 21 дек 2018, 13:03

18 ноября крейсер вышел из ремонта. 5 декабря «Аскольд» зачислили в состав флотилии Северного Ледовитого океана, а 27 декабря он вышел из Тулона в Англию с заходом в Гибралтар.
После Англии 18 июня 2017 года «Аскольд» вошел в Кольский залив и стал на якорь в Мурманске. Корабль вошел в состав Отдельного отряда судов Кольского залива флотилии Северного Ледовитого океана. Кетлинскому указом Временного правительства было присвоено звание контр-адмирала. Он также был назначен Главнамуром, то есть командующим всем северным побережьем Кольского полуострова.
В соответствии с положением главнамуру в лице Кетлинского, передавались весьма широкие права «коменданта крепости, находящейся на осадном положении». К тому же столь высокое назначение открывало перед Кетлинским дальнейшие, еще более значимые перспективы, а отсутствием честолюбия и здорового карьеризма он не страдал. Полномочия от Временного правительства были действительно огромными. Отныне вчерашний командир старенького крейсера по мановению ока становился хозяином всего Мурманского края, одновременно командуя и всеми местными военными и морскими силами, а также осуществляя дипломатическую связь с союзниками на Русском Севере. Масштаб новой должности Кетлинского был впечатляющ, но и ответственность не меньшая.
Вопрос отношения Кетлинского с советской властью — один из самых темных в его биографии. Но если верить исключительно фактам, то уже в дни октябрьского переворота Кетлинский сразу же без всяких оговорок объявляет о своем подчинении власти Второго Всероссийского съезда Советов и начинает налаживать взаимодействие с местными демократическими организациями, которые, в свою очередь, также сразу признали его авторитет и предложили свое сотрудничество.

Из воспоминаний члена Мурманского ревкома Совета рабочих и солдатских депутатов комиссара Т.Д. Аверченко:
«Уже 26 октября главнамур, контр-адмирал Кетлинский послал телеграммы всем Советам, комитетам и всем лицам администрации Мурманского района:
а) объявление о том, что он со всеми ему подчиненными лицами, учреждениями подчиняется той власти, которая установлена Всероссийским Съездом Советов рабочих и солдатских депутатов;
б) приказание всем исполнять свои служебные обязанности впредь до распоряжения нового правительства.
29 октября судовой комитет крейсера «Аскольд» заявил, что судовой комитет и команда стоят на стороне власти Советов, и что такое свое решение будет поддерживаться всеми имеющимися средствами».
27 октября при Мурманском Совете был создан Ревком, председатель — большевик А. Сковородин, секретарь — Федоров, но через несколько дней Ревком был создан на основе представительства от всех групп населения Мурманска: от военных моряков на кораблях выбирали в Ревком 3 представителей. 1 ноября 1917 года состоялись выборы Ревкома. От моряков был избран аскольдовец В.Ф. Полухин (заочно, он был в это время в Петрограде). Ревком полностью контролировал работу штаба Гланамура, и контр-адмирал К. Кетлинский во всем сотрудничал с Ревкомом».
29 ноября на объединённом заседании Центомура и Мурманского совета обсуждался вопрос о Кетлинском и обвинениях ему в связи с Тулонским делом. Представители команды крейсера выступили в защиту бывшего командира и большинством голосов он был оставлен в должности. Однако уже в 20 декабря Кетлинский вынужден давать объяснения на общем собрании команды «Аскольда». Допрос вели члены судового комитета «Аскольда» под руководством большевика Самохина. По свидетельству очевидцев, на этом разбирательстве Кетлинский заплакал и в большом волнении заявил: «Сейчас в России совершился переворот в пользу власти Советов. Я лично с сегодняшнего дня целиком отдаю себя на дело революции, и все мои знания, которые имею…». В результате адмирала полностью оправдали, освободили из-под ареста и восстановили в должности Главнамура. Он признал свою вину в том, что не заменил расстрел каторгой. Но это удовлетворило не всех. В январе судовой революционный комитет потребовал отдачи под суд Кетлинского за расстрел моряков в Тулоне. Народный комиссар Дыбенко принял прошение об аресте адмирала 9 января 1918 года, заменённое на постоянный надзор до окончания работы следственной комиссии по ходатайству председателя Центромура М. А. Ляуданского и начальнику штаба главнамура Г. М. Веселаго. 11.01.1918 освобожден до пересмотра «Тулонского дела». Независимо от этого, 28 января 1918, революционный судовой комитет подал прошение o расстреле Кетлинского.
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 21 дек 2018, 13:05

Мурманский историк П.В. Федоров писал «В этой должности К.Ф. Кетлинский встретил известие о свержении Временного правительства. Возникший после признания центральной советской власти компромисс главначмура с местными демократическими организациями представляет собой довольно редкую для России того периода модель организации местной власти. Даже существует мнение, что в своем политическом развитии Мурманский Север пошел по так называемому «третьему пути», представлявшему собой мирную, бескровную альтернативу раздававшимся в России экстремистским призывам как справа, так и слева. Компромисс нашел оформление в совместном воззвании К.Ф. Кетлинского с Мурманским ревкомом от 4 ноября 1917 года, в котором выдвигались требования «немедленного прекращения братоубийственной борьбы за власть и образование сильной центральной всенародной власти», а также скорейшего заключения «демократического мира при обязательном условии тесного единения с союзниками».
Необходимо отметить, что Кетлинский мыслил действительно масштабно и жил не одним днем, а старался смотреть и в будущее. К примеру, его весьма интересовало экономическое будущее Кольского полуострова. Так по поручению Кетлинского, инженер Цинзерлинг произвел обследование пригодной для земледелия земли в районе Кольского залива, от реки Печенги до норвежских пределов, а кроме этого, по реке Туломе до Нотоозера. Помимо этого, Кетлинский надеялся в недалеком будущем начать строительство в Мурманском крае различных промышленных предприятий, так как заселение края шло в то время весьма интенсивно. Главным достоинством Мурманска же он по праву считал его незамерзающий порт.

По докладам председателя Центромура Самохина, контр-адмирал Кетлинский был убежденным противником господства частного капитала в экономике края. В основополагающей отрасли края — рыболовстве, он считал необходимым создавать товарищеские артели с привлечением государственного кредита. Говоря другими словами, в плане развития экономики Кетлинский находился на твердых социалистических позициях. Это серьезный аргумент в пользу того, что контр-адмирал не был «непримиримым, но замаскировавшимся противником советской власти». Хотя определенное и недоверие, и непонимание к ней он, вне всяких сомнений испытывал.
Кетлинский на своей должности обеспечивал бесперебойную работу Мурманского порта, куда поступали военные грузы для Русской армии из Англии и Франции. Создал из представителей разных ведомств и местной администрации так называемое «Совещание» для координации усилий по наведению порядка на Мурмане и улучшения жизни населения. Признал Советскую власть и не допустил вооруженных столкновений и братоубийственного кровопролития на Мурмане. Собрал богатый материал о значении Мурманска, его дальнейшее развитие видел в кооперации с государственной поддержкой («Не допустить на Мурман частных предпринимателей для использования богатств Мурманского края»). Образованнейший человек, Кетлинский прекрасно разговаривал на английском, французском и немецком, не говоря уже о польском языках
28 января 1918 года контр-адмирал Кетлинский в 3 часа дня вышел из штаба Мурманского укрепленного района в правление Центромура. В этот момент двое неизвестных произвели несколько выстрелов в него, одним из которых он был ранен в спину навылет. Пуля задела артерии, но Кетлинский нашел в себе силы дойти до квартиры начальника Базы. Через 20 минут после ранения Кетлинский скончался от внутреннего кровоизлияния на руках своей жены и близкого друга, инженера Станислава Соколовского. Умирающий адмирал успел сказать, что в него стреляли аскольдовские матросы, так как «они были одеты в желтые халаты». В связи со смертью Кетлинского Центромур принял решение о проведении похорон главнамура с соблюдением всех революционных почестях, с организацией почетного караула из матросов, вооруженных винтовками. Контр-адмирал был похоронен рядом со своим домом и штабом, как раз на месте старого ДМО. А через 16 лет его гроб потревожил экскаватор.
В романе Валентина Пикуля «Из тупика» адмирал выведен под именем Кирилла Фастовича Ветлинского.
Есть несколько версий убийства Кетлинского. Члены Центромура подозревали в убийстве главначмура его сослуживцев — офицеров, за то, что он перешел на сторону советской власти.
Кто-то считал убийцами матросов-анархистов Б. М. Бондаренко, М. И. Картамышовым и Г. И. Ковиным в отместку за расстрел «товарищей» в Тулоне. Английский разведчик Сидней Рейли считал убийцей Кетлинского архангельского большевика Алексея Петика (или Петикова)
Как такового расследования в то смутное время никто не проводил, сам же Казимир посчитал, что стреляли в него его же матросы, одетые в желтые накидки, которые выдавались на «Аскольде»
Вот так и получается, что память первому градоначальнику Мурманска, человеку, который обеспечил бескровное проведение революции на Мурмане, нигде и ничем не увековечена. А вот память его убийц увековечена – улица Аскольдовцев в городе Мурманске.
Казимир.jpeg
Казимир Кетлинский
Казимир.jpeg (8.62 КБ) Просмотров: 1317

Мурманский поэт Дмитрий Коржов посвятил памяти Кетлинского следующие строки:

Словно кортик, прямой и острый,
Испытавший и бури, и штиль,
Он попробовал полуостров,
Как корабль, сквозь тьму провести.
Незавидная это работа —
В темноте детишек крестить.
Ни державы, ни веры, ни флота —
Сыплются, как песок из горсти.
Где вы, умницы-кондукторы,
Корабельные профессора,
Как без вас с океанским простором
Сможет справиться адмирал?
Русский флот погребен, под откосом
Вражьи слуги победу трубят,
Если собственные матросы,
Словно в тире, стреляют в тебя.
Страшно. Бес с краснозвездным прищуром
Взялся в салки с Россией играть,
Будет класть на нее с прибором
И гармошку на струны рвать.
«Чудище и стозевно, и обло...».
Суетливы шаги за спиной.
Револьверик недужно и подло
Плюнет в душу свинцовой слюной.
И земля, накренившись устало,
Как корабль, поплывет из-под ног,
И притянет к себе, словно тралом,
На февральское, смертное дно.

По материалам:
Д.Коржов. «Мурманцы: Главнамур Кетлинский.»
Федоров П. В. «Дело адмирала К. Ф. Кетлинского»
Крестьяников В. Я., Молодцов С. В. Крейсер «Аскольд».
Киселев А. «Адмирал ехал надолго»
Шигин В.В. «Страсти по адмиралу Кетлинскому»
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение may » 21 дек 2018, 15:10

в институтской общаге году в 83-м дали на 2 суток "Из тупика", прочитал за две ночи, хотя том весьма увесистый. Краеведческий музей посещал регулярно и думал, что историю Мурмана боле-мене знаю, оказалось, что этот период фактически белое пятно. Пикуль, конечно, беллетрист тот ещё, но основа романа историческая и в то время мало освещавшаяся.
"Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря."
Аватара пользователя
may
Рыцарь Непечатного Образа
 
Сообщения: 4117
Зарегистрирован: 08 янв 2010, 21:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 938 раз.
Поблагодарили: 1729 раз.
Имя: Алексей

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 21 дек 2018, 16:23

may писал(а):в институтской общаге году в 83-м дали на 2 суток "Из тупика", прочитал за две ночи, хотя том весьма увесистый. Краеведческий музей посещал регулярно и думал, что историю Мурмана боле-мене знаю, оказалось, что этот период фактически белое пятно. Пикуль, конечно, беллетрист тот ещё, но основа романа историческая и в то время мало освещавшаяся.

тоже интересный факт о семье Кетлинского, отрывок из романа Шигина
Что касается вдовы адмирала Ольги Леонидовны Кетлинской, то она не уехала за границу, хотя это ей неоднократно предлагали сделать, а осталась в Мурманске. Там активно занималась благотворительностью, устраивала концерты, открыла первую публичную библиотеку, которую начал создавать еще ее муж. А дочери убитого адмирала Вера и Тамара стали одними из первых комсомолок Мурманска.

Но судьба семьи убитого адмирала не была легкой. Отношение окружения в Мурманске не раз менялось к ней на прямо противоположное. Вдова в конце Гражданской войны (в 1920—1921 годах) была посажена большевиками в тюрьму. Затем ее выпустят. Умрет Ольга Леонидовна в 1942 году от голода в блокадном Ленинграде.

Впоследствии Вера Кетлинская вспоминала о том периоде своей жизни: «Жили мы… в бараке, занимали там две комнаты с маленькой кухней. В кухне мы прожили среди всего нашего скарба месяца два, пока уцелевшие от арестов аскольдовские матросы обшивали стены досками, засыпали за доски шлак, складывали добротные печи… Когда утепление нашего жилья было закончено, мы с мамой поселились в одной комнате, а в другой, примыкающей к сеням, открылась библиотека О библиотеке хлопотал еще папа, часть книг успели привезти из Питера, они лежали у нас дома в связках и с нами переехали в барак. Кое-что мама собрала «с рук» в Мурманске, затем поехала в Архангельск — хлопотать о пенсии и заодно раздобыть литературу, пенсию так и не дали, а книг мама привезла несколько ящиков, мы втроем разбирали их, расставляли по полкам, писали карточки. Чтобы получить помощь, мама действовала от имени «литературно-художественного кружка», но, честное слово, кроме нас троих, не было никого, кто тут приложил бы руку. Первая мурманская библиотека была общедоступной и бесплатной, но и мама — ее библиотекарь — ничего не получала, она продолжала бегать по урокам, а мы дежурили в библиотеке — я и Гуля, только теперь Гуля протестовала против своего детского имени, требовала звать ее Тамарой, к чему мы с трудом привыкали».

Жизнь как у Веры, так и у второй дочери адмирала, Тамары Кетлинских сложилась весьма не просто. В биографии обеих значилось, что они дворянки и дочери «царского адмирала». По этой причине всю жизнь им, как некогда их отцу, приходилось доказывать свою преданность советской власти. Если Тамара Казимировна Кетлинская (Трифонова) впоследствии стала литературным критиком и преподавателем в одном из ленинградских вузов, то Вера Казимировна Кетлинская получила широкую известность как писательница, воспевавшая подвиги комсомольцев. Ее перу принадлежит необыкновенно популярный в 30-е годы роман «Мужество», посвященного комсомольской стройке на Дальнем Востоке.

На долю Веры Казимировны Кетлинской выпала непростая жизнь. Она писала о стройках социализма, сочиняла производственные романы, руководила ленинградской писательской организацией в годы войны и блокады, воспитывала детей. Ее первый муж ушел к другой, второй, известный писатель-маринист А.И. Зонин был репрессирован и вернулся из лагерей с разрушенным здоровьем Кетлинская всю жизнь оставалась верна идеалам социализма, пережила блокаду Ленинграда и в 1948 году получила Сталинскую премию за роман «В осаде», посвященный подвигу ленинградцев в годы Великой Отечественной. В августе 1946 года на заседании в Смольном, том самом, что было посвящено журналам «Звезда» и «Ленинград», Кетлинская держалась храбро, выступила, едва ли не единственная, со вполне трезвым словом, заступившись за поэтессу Ольгу Берггольц При этом один из самых свирепых ораторов кричал тогдашнему секретарю Александру Дементьеву: «Ты хочешь въехать в коммунизм верхом на адмиральской дочери!»

Почти в 40-летнем возрасте Кетлинская родила сына. При этом, будучи убежденной коммунисткой, она вела большую общественную работу. Кетлинская пишет произведения о строителях коммунистического общества романы «Дни нашей жизни», «Иначе жить не стоит» и многие другие. Умерла В.К. Кетлинская 23 апреля 1976 года, лишь двух недель не дожив до своего 70-летия.
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 21 дек 2018, 16:26

не помню точно, где читал, Вера Кетлинская в 50-60-х годах пыталась обелить имя отца.. увы, все безрезультатно..
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение timoxa13 » 21 дек 2018, 22:18

Бонч писал(а):... твой дом то старенький вроде как? еще довоенный?

28й по декабристов...когда капиталку делали (паровое отопление и досками обшили бревна, некоторые большие оконные проемы уменьшили зачем то) где-то в начале/середине 80х, то мать тогда, говорит, видела в документах дату посторойки то ли 1933, то ли 1938 год....хотя говорят, что жилстрой весь сгорел в войну?!
классно было...весь квартал как одна семья))) и по сарайкам двух этажным здорово было носиться и крыс тоже помню :mi_ga_et: :-) некоторые были с кошку размером...один раз даже альбиноса видел здорового
ловили крыс как и голубей...в деревянные ящики из под пива вроде, с деревянными ячейками (решетками)
вел здоровый образ жизни регулярно - парилка раз в неделю обязательно!))
timoxa13
Активист
 
Сообщения: 4522
Зарегистрирован: 04 май 2012, 22:34
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 2651 раз.
Поблагодарили: 1289 раз.
Имя: Тимофей
Дополнительная информация: телефон 902_282_09_73
Техника: касатка 365, сиа про 9.9
юкона 300ТЛК, сиа про 4
динго т125

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 22 дек 2018, 15:30

timoxa13 писал(а):
Бонч писал(а):... твой дом то старенький вроде как? еще довоенный?

28й по декабристов...когда капиталку делали (паровое отопление и досками обшили бревна, некоторые большие оконные проемы уменьшили зачем то) где-то в начале/середине 80х, то мать тогда, говорит, видела в документах дату посторойки то ли 1933, то ли 1938 год....хотя говорят, что жилстрой весь сгорел в войну?!
классно было...весь квартал как одна семья))) и по сарайкам двух этажным здорово было носиться и крыс тоже помню :mi_ga_et: :-) некоторые были с кошку размером...один раз даже альбиноса видел здорового
ловили крыс как и голубей...в деревянные ящики из под пива вроде, с деревянными ячейками (решетками)
вел здоровый образ жизни регулярно - парилка раз в неделю обязательно!))


Людмила Любительница кажется в 28-м жила.. она когда то и писала, что дом 33-го года.
тоже интересен факт, что жилстрой горел.. видать не весь.
церковь на зеленой тоже осталась.. старое деревянное здание, а не то, что сейчас отгрохано.
сарайки я застал одноэтажные самопостроенные.. те еще лабиринты были..
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение timoxa13 » 22 дек 2018, 16:04

Бонч писал(а):
timoxa13 писал(а):
Бонч писал(а):... твой дом то старенький вроде как? еще довоенный?

28й по декабристов...когда капиталку делали (паровое отопление и досками обшили бревна, некоторые большие оконные проемы уменьшили зачем то) где-то в начале/середине 80х, то мать тогда, говорит, видела в документах дату посторойки то ли 1933, то ли 1938 год....хотя говорят, что жилстрой весь сгорел в войну?!
классно было...весь квартал как одна семья))) и по сарайкам двух этажным здорово было носиться и крыс тоже помню :mi_ga_et: :-) некоторые были с кошку размером...один раз даже альбиноса видел здорового
ловили крыс как и голубей...в деревянные ящики из под пива вроде, с деревянными ячейками (решетками)
вел здоровый образ жизни регулярно - парилка раз в неделю обязательно!))


Людмила Любительница кажется в 28-м жила.. она когда то и писала, что дом 33-го года.
тоже интересен факт, что жилстрой горел.. видать не весь.
церковь на зеленой тоже осталась.. старое деревянное здание, а не то, что сейчас отгрохано.
сарайки я застал одноэтажные самопостроенные.. те еще лабиринты были..

ага...в соседнем подъезде
сарайки двух этажки были, помню как зимой с них в сугробы сигали, а летом особо отчаянные на старые диваны :-) один раз за копчик отбитый неделю держался))...я как раз после больницы вышел (уже по другому случаю :-) ), когда их сносить стали...класс 5 вроде был...значит 1987 год...лето
timoxa13
Активист
 
Сообщения: 4522
Зарегистрирован: 04 май 2012, 22:34
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 2651 раз.
Поблагодарили: 1289 раз.
Имя: Тимофей
Дополнительная информация: телефон 902_282_09_73
Техника: касатка 365, сиа про 9.9
юкона 300ТЛК, сиа про 4
динго т125

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 14 янв 2019, 15:51

may писал(а):https://b-port.com/news/item/221432.html
МУРМАНСК/17 ноября/ БИ-ПОРТ - Мурманчанка Надежда Пархоменко выложила на своей странице в социальных сетях фото, которые шокировали некоторых жителей заполярной столицы, как, впрочем, и самого автора.

По словам горожанки, снимки были сделаны около восьми часов вечера. Неизвестные любители веселья решил устроить вечеринку на памятнике Жертвам интервенции, расположенном в сквере на улице Ленинградской. Они украсили верхнюю часть мемориала шариками и установили подсветку.
(

Памятник так и не дает спокойствия некоторым..

phpBB [video]
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение Белый медведь » 14 янв 2019, 15:56

Малолетки. Выложить видео прямым эфиром и показать водителя - заявка на премию Дарвина
Самые смешные рыбаки, рассказывающие только «как было» и «как надо»...
Белый медведь
Активист
 
Сообщения: 4361
Зарегистрирован: 29 дек 2009, 21:54
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 1244 раз.
Поблагодарили: 2444 раз.
Имя: Михаил
Дополнительная информация: ВСЕГДА!!!
Техника: Сирота

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 26 янв 2019, 09:07

may писал(а): по области лагерей хватало, карту их расположения я тоже изучал,

перешел в другую тему.. наверное она более подходящая.
После этой фразы Алексея полез в инет, надо сказать масштаб поразил.. для маленькой области..

гулаг.jpg
гулаг.jpg (56.8 КБ) Просмотров: 894


1. Ст. Энгозеро-Кандалакша — раз. Белый. 3-е отделение УСЛОНа. Дорожное строительство и лесоразработки.
2. Апатитовые разработки. 6-е отделение УСЛОНа. (Число заключенных 10500 человек).
3. Раз. Белый-Мурманск-Териберка. 11-е отделение УСЛОНа. (Число заключенных 6200 человек). Дорожное строительство, лесоразработки, рыболовство.
4. Пос. Нивский. Лагерь. Строительство Нива-ГЭС. (Число заключенных 34600 человек).
5. Кола. Управление 7-го отделения ББК (Беломоро-Балтийского канала) НКВД. Строительство Нижнетуломской ГЭС. Березовский ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь).
6. Мончегорск. 8-е отделение ББК НКВД.
7. Мурманск. 12-е отделение ББК НКВД. Строительсво военных объектов на побережье Кольского п-ва. Число заключенных 7700 человек.
8. Ст. Пулозеро. Лагерь. Лесоразработки, дорожное строительство.
9. Мончегорск. ИТЛ комбината "Североникель" НКВД.
10. Ст. Ручьи Карельские-Алакуртти-Куолоярви. 105-я стройка НКВД. Строительство шоссе и железной дороги.
11. Ст. Пинозеро-Уполокша-Ковдор. 106 стройка НКВД. Строительство шоссе и железной дороги. Число заключенных 58200 человек.
12. Ловозерский комбинат. Лагерь.
13. Пос. Многолюдный. Лагерь. Слюдяной рудник.
14. Пос. Поной. Лагерь. Строительство военных объектов.
15. Кандалакша. Лагерь на 15000 человек. Строительство алюминиевого завода и Нива ГЭС.
16. Кировск. ИТЛ комбината "Апатит" МВД. Лаготделения в поселках Лоухи, Энгозеро (сев. Карелия), п. Шонгуй.
17. Пос. Апатиты. ИТЛ "Белречлаг". Лаготделение в пос. Кильдинстрой, пос. Чупа.
18. Аллуайвский ИТЛ, его управление находилось в г. Ковдор. Заключенные (2200 чел.) Строили Аллуайвский феррониобиевый комбинат, ИТЛ (1200 чел.) при Енском рудоуправлении треста "Союзслюдакомбинат" МВД.
19. Ст. Титан — п. Иоканьга. 509-я стройка МВД. Строительство шоссе и железной дороги. Дорога не построена.
20. Пос. Капустное. Лагерь. Лесоразработки.
21. Село Княжая Губа. Лагерь. Строительство Княжегубской ГЭС.
22. Мурмаши-Никель-Печенга. 511-я стройка МВД. Строительство железной дороги Кица-Печенга-Лиинахамари и дорог к аэродромам ВВС. (Число заключенных 5400 человек).
23. Пос. Ревда. Лагерь.
24. Оленегорск. Лагерь. Заимандровский ИТЛ. (Число заключенных 1200 человек).
25. Пос. Серебрянка. Лагерь. Строительство Серебрянской ГЭС.
26. Остров Кильдин. Лагерь.
27. Остров Олений. Лагерь.



Местонахождение лагерей системы ГУЛАГа на Кольском полуострове в 1930-е годы*

  • Абрам-Мыс
  • Апатиты
  • Ена
  • Кандалакша
  • Кировск
  • Ковдор
  • Кола
  • Ловозеро
  • Мишуково-Лавна
  • Мончегорск
  • Монче-тундра
  • Мурмаши
  • Нивастрой
  • О. Кильдин
  • О. Олений
  • Пинозеро
  • Поной
  • Порт-Владимир
  • Пулозеро
  • Ревда
  • Сайда-Губа
  • Титан
  • Торос-остров
  • Хибины

Основные строительные объекты

  • Нива-ГЭС II
  • Нижне-туломская ГЭС

Объекты:

  • Треста «АПАТИТ»
  • Комбината «Североникель»
  • Кандалакшкского алюминиевого завода
  • Ловозерского ГОКа

Города:

  • Хибиногорск
  • Мончегорск

Железные дороги:

  • Оленья-Мончегорск
  • Пинозеро-Ковдор
  • Ручьи-Куолаярви
  • Ловозеро-Титан

*по информации Мурманского областного краеведческого музея.
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение Бонч » 09 фев 2019, 09:29

ручеек.jpg


что за здание двухэтажное по центру? :smu:sche_nie:
«Was mich nicht umbringt, macht mich stärker…»
Friedrich Wilhelm Nietzsche
Аватара пользователя
Бонч
.
 
Сообщения: 24669
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 08:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 17989 раз.
Поблагодарили: 15676 раз.
Имя: Александр
Техника: Bayliner Capri 1952 + Mercruser 3,0 + Mercury 6; MPS II (3.2 TD, 4AT, snorkel Safari, body lift - 4 sm, перед Tough Dog (+ 50 sm)+ KONI 88-5390 Heavy Track Raid, зад Lovells Suspension (+2") + KONI 90-5458 Heavy Track Raid + Сooper Discoverer STT 285/75 r17 + Come Up Seal DS 9,5)

Re: История Кольского края.

Сообщение Игорь Б. » 09 фев 2019, 09:45

Вроде КВД. Может ошибаюсь.
Игорь Б.
Активист
 
Сообщения: 327
Зарегистрирован: 21 янв 2013, 22:31
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 357 раз.
Поблагодарили: 199 раз.
Имя: Игорь
Дополнительная информация: Маленькую рыбу я отпускаю, а крупную складываю в майонезную баночку.
Техника: Грейт Вол Ховер

Re: История Кольского края.

Сообщение Александр Вас. » 09 фев 2019, 12:40

Не ошибаетесь, это точно Клуб весёлых и доверчивых. Помню, когда там пациенты в зелёных больничных пижамках были, их в шутку называли "кузнечики"
Аватара пользователя
Александр Вас.
Активист
 
Сообщения: 2436
Зарегистрирован: 14 апр 2010, 11:37
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 1099 раз.
Поблагодарили: 1380 раз.
Имя: Александр

Re: История Кольского края.

Сообщение oldskuns » 09 фев 2019, 20:02

а по 509 стройке - дороге ездят? с целью рыбалки?
oldskuns
Активист
 
Сообщения: 1336
Зарегистрирован: 07 сен 2011, 16:25
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 20 раз.
Поблагодарили: 248 раз.
Имя: николай
телефон: 9062898313

Re: История Кольского края.

Сообщение may » 09 фев 2019, 22:02

Бонч писал(а):что за здание двухэтажное по центру? :smu:sche_nie:

зелёного цвета? :-)
"Если выпало в Империи родиться,
лучше жить в глухой провинции у моря."
Аватара пользователя
may
Рыцарь Непечатного Образа
 
Сообщения: 4117
Зарегистрирован: 08 янв 2010, 21:30
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 938 раз.
Поблагодарили: 1729 раз.
Имя: Алексей

Пред.След.

Вернуться в Мурманск и Мурманская область

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

  • Объявления