Garik-SPB » 13 фев 2013, 12:18
И снова к теме:
Наткнулся на статью по технике анимации блёсен. На мой взгляд, очень полезная и интересная статья. Наиболее важные моменты выделил.
Игра обманок на разных глубинах
Наверняка каждый зимний рыболов когда-нибудь сталкивался с такими необъяснимыми, казалось бы, фактами, что одна и та же проверенная ходовая блесна становилась неуловистой «золушкой», едва блеснильщик переходил на другое место, скажем — более глубокое. Если хватало опыта, рыболов мог, конечно, интуитивно предполагать, что изменения в клеве рыбы напрямую связаны именно с горизонтом глубины, где ведется ловля. Но проверить это и что-то изменить — еще совсем недавно мог тоже только интуитивно или путем экспериментов. Теперь же увидеть игру обманок подо льдом можно в различных DVD-фильмах. Для меня многие детали таких подводных съемок стали откровением и объяснением неудачных рыбалок.
Понятно, что узконаправленный блеснильщик всегда найдет ключ к разгадке подводных неудач, хотя бы за счет количества фирменных приманок и разнообразия игры блесен и балансиров. Словом — с приобретенным опытом и профессиональной экипировкой. Рыболовы же универсальные, к которым отношу и себя, ловят больше для души и на самые разнообразные снасти, нередко самодельные. И не всегда могут сориентироваться в тонкостях игры приманок под водой. Этот небольшой обзор я адресую именно им, не претендуя на авторство и новые идеи. Как увидел и понял сам. Может, кому-то и пригодятся эти заметки.
«Гвоздик»
Всем известные еще с советских времен зимние блесны «гвоздики» не отличаются особым разнообразием игры и вычурностью форм. По сути, их игра напоминает однообразное падение, а затем — подъем по вертикали почти без отклонений в сторону или с небольшими отклонениями — до 30°. Но при определенных условиях и в определенное время монотонная игра «гвоздиков» почему-то больше привлекает хищника, чем увертливые и лукавые игры планирующих обманок. Чаще это случается в глухозимье. Особенно жадно хищники бросаются на «гвоздики», если предварительно постучать блесной о дно и поднять муть. В отличие от планирующих блесен, в игре «гвоздиков» почти отсутствует эффект подвисания, т.е. едва блесна уйдет под лед, как сразу же следует отдача-толчок в руку рыболова. Лишь на паузе и возврате к вертикали у «гвоздиков» есть какое-то подобие игры — тот самый возврат. Здесь нередко и следуют поклевки. Эта игра-возврат до полной остановки блесны занимает примерно 8 — 15 секунд и является очень привлекательной для судака и прочих хищных рыб. Но, судя по подводным съемкам, на глубинах свыше шести метров блесны «гвоздики» уходят ко дну совершенно вертикально, теряя привлекательную игру на возврате. При этом рыболов, проверивший игру приманки в ванне или в открытом водосбросном водоеме, отсчитывает привычную паузу, ставшую уже ненужной, поскольку блесна и не отклонялась в сторону. И есть еще одна особенность при глубинной ловле. Если на мелководье диаметр лески играл какую-то роль в игре обманки, то на глубине разница между тонкой и толстой леской нивелировалась. Более того, на толстой леске игра «гвоздика» становилась даже более плавной и привлекательной.
«Планеры»
Планирующие блесны имеют наиболее разнообразную игру, формы и выгибы. Их характерная особенность в том, что при сбросе обманки в лунку они «подвисают», т.е. в этот момент присутствует уход блесны в сторону, ее колебания, различные движения, имитирующие больную рыбку. Все это можно видеть при проверке блесен в ванне и в неглубоких незамерзающих водоемах. Но уже на глубине около четырех метров игра планеров обедняется, исчезают юркие живые движения и вибрации. А ниже шести метров планирующая блесна уже превращается в откровенный «гвоздик», поскольку игра ее становится преимущественно вертикальной. Это можно заметить по тому, как обманка перестает «подвисать» и начинает отдавать в руку тычками. Замечая глубины, где планирующие блесны начинают превращаться в «гвоздики», можно протестировать свои приманки. И тогда будет ясно, на какой глубине хорошо играет или не играет та или иная модель.
Нередко неожиданный и очень хороший результат в зимнем блеснении могут дать летние блесны. Это также я увидел на подводных съемках: даже на большой глубине летняя блесна играла как живая рыбка, причем и на подъеме, и на сбросе. Видимо, следует обратить внимание и на летний блесенный ассортимент.
Эффект новизны
Оказывается, для любопытной рыбы первый сброс блесны имеет очень важное значение — даже большее, чем дальнейшая игра приманки. Нередко в первое опускание блесны закладывается эффект последующего или не последующего клева. На больших глубинах возврат блесны к вертикальной оси лунки может достигать 25 секунд, а то и доходить до минуты. Естественно, если обманка сработала не по версии «гвоздика». (Как этого можно достичь, речь пойдет дальше.) Именно на этом возврате к вертикали блесна на всем ее пути завораживающе привлекательна для хищника.
Есть смысл даже начинать блеснить, не дожидаясь выхода блесны на исходную. Это может стать одним из приемов блеснения. После предварительного и, вероятно, неточного сброса блесны можно сразу начинать ловлю, а потом уже искать дно и определять положение удильника для обычной ловли. Как случалось, наверное, у каждого рыболова, первый сброс блесны иногда наталкивается не на дно, а на жадную пасть хищника, причем это может случиться и в полводы. Эффект новизны, в котором просто само появление странной «рыбки» сначала деморализует подводного агрессора, шокирует, а потом провоцирует на атаку...
Исправление ошибок
Самая разнообразная и богатая игра искусственных приманок возможна, как оказалось, лишь на глубинах до полутора метров. В более глубоких местах игра большинства блесен становится все более скудной и предсказуемой. И сводится лишь к работе в вертикальной плоскости, за редким исключением. Даже широкие планирующие и хищно выгнутые блесны, в полутораметровых пределах точно имитирующие отчаянно бьющуюся рыбку, на глубине 12 м падают вниз «носом», точно по вертикали, напоминая заурядный «гвоздик». Не влияет здесь и замена лески на более тонкую. Это — если блеснить традиционным способом, т.е. полноценный взмах удильником, сброс блесны, пауза — и снова взмах. Исправить игру обманки и вернуть ей качества, возбуждающие аппетит и азарт хищника, поможет более короткий взмах удильника. Даже, пожалуй, не взмах, а вскид кончика удильника на высоту, равную длине блесны. Пусть даже, если это окуневая легкая блесенка не больше 3 см длиной. Как видно на подводных съемках, и такая миниатюрная обманка начинает всполошено резвиться и заманчиво играть даже на 12-метровой глубине, если лишь поддергивать удильник и сократить паузы. Причем становится игра стабильно одинаковой на самых разных глубинах. Если же говорить о более крупных блеснах, то на коротких вскидах будут отлично играть все блесны с несимметричным профилем, одинарным или s-ообразным изгибом. Даже «гвоздик» начинает играть, подброшенный коротким взмахом удильника.
«Мушка» и шерстинки на крючке
Как видно на картинке подводных съемок, оснащение крючка блесны различными «мушками» и шерстинками не всегда дает положительный результат. Все зависит от типа обманки. Планирующие блесны теряют часть своих «летных» данных. Напротив, блесны «гвоздики» приобретают их, т.к. при падении вниз встречают большее сопротивление и отклоняются от центральной оси лунки. При вскиде вверх — «гвоздики» опрокидываются плашмя, а потом та же «мушка» не позволяет им слишком резко и быстро «клевать носом» вниз. И еще можно было заметить на подводных съемках, даже глубинных, что, оказывается, и на двенадцати метрах подо льдом все видно — даже то, что шерстинки красные, а не по рыбацкой легенде — черные или фиолетовые. Мол, черно все подо льдом и нет разницы, какую мормышку или шерстинку цеплять. Нет, все видится отчетливо: и цвета, и форма, и блеск металла, и рыба, даже надпись на блесне можно прочитать. Лишь бы вода была не мутная и день светел.
О балансирах
Это та приманка, которая при широких взмахах почти одинаково работает как на мели, так и на глубине. Конечно, и в игре балансиров есть различия в зависимости от глубины ловли, но они менее заметны, чем в игре вертикально работающих отвесных блесен. На мели после взмаха балансир совершает довольно далекий уход в сторону с последующим возвращением по горизонтали на исходную. Рисунок игры напоминает по форме «восьмерку» и очень живо имитирует резвящуюся рыбку. На более глубоких местах амплитуда игры и уход в сторону становятся чуть меньше и движения обманки уже не столь стремительны.
Возврат к вертикальной оси лунки у балансира почти одинаков, независимо от глубины, и занимает около восьми секунд. Иногда пауза может достигать и 18 секунд. Это зависит от вида и размера балансира. Нетерпеливые рыболовы, не выдерживающие паузу, могут потерять часть потенциального улова, т.к. в ловле на балансиры пауза очень важна. И опять же плюс подводных съемок: только на экране можно было увидеть и понять ошибку при игре балансиром. Принятый плавный и вялый подъем обманки, оказывается, вызывает лишь последующий ее вертикальный подъем и такой же провал, почти без ухода в сторону. Резкий и короткий взмах заставляет играть балансир как на подъеме, так и на сбросе приманки, с уходом в сторону и относительно долгим возвращением на исходную. Тогда чаще и следуют поклевки. Ухудшают игру балансиров и различные «мушки», навитые и нанизанные на подвесной тройничок балансира. Особенно это сказывается на горизонтальном уходе в сторону.
А. Токарев
"Спортивное рыболовство № 3 - 2012г."
Не будь унылым говном - будь позитивной какашкой!