от Лиинахамари до Ура-губы.
Название это удержано потому, что мореплаватели давно
уже привыкли видеть его на картах, и перемена могла бы
произвести только бесполезную путаницу в названиях.
Литке Федор Петрович 1823г.
Как и многие, мы были на Рыбачьем, и были не раз. Казалось, объехав его почти весь, добираясь до самых дальних и труднодоступных его уголков, мы хорошо его изучили и что-то новое вряд ли увидим, да и путь наш от Самары совсем не близок.… Но всё же не отпускала нас земля Кольская, не отпускал край суровой природы, край гостеприимных людей. Ехать на сам полуостров на автомобиле нам было уже не интересно, и мы решились обойти его морем, вокруг, пройти по тем местам, куда невозможно добраться на авто.
С февраля начинаем подготовку. Плавсредство, которым мы располагали на то время, было совсем непригодно для столь рискового мероприятия, и мы начали с лодки. Выбор пал на Титан-460 компании “Посейдон”. Лодочка приличных размеров, мореходная, и самое главное – вместительная. Максимальная мощность двигателя для неё – 40 л.с., но мы ограничиваемся Меркурием-30, что оказалось вполне достаточным. Да и ворочать в одни руки 55 кг проще, чем 75…
Важной частью подготовки были разрешительные документы, связанные с выходом в море и посещением погранзоны, и мы обратились с этой просьбой к Алексею, известному на Мурманском рыболовном форуме как Volhv. Алексей не отказал нам, и все необходимое было готово к запланированному времени, то есть началу июля. Правда, мы сами тормознули по ряду причин, но об этом чуть позже…
Вообще следует отметить, что форум этот действительно является настоящим кладезем информации не только для рыбаков и охотников, но и для тех, кому интересен Кольский полуостров в смысле отдыха и туризма. Словом, настольной книгой на ближайшие два месяца стала МППСС-72 (в виде билетов, скачанных с форума), а настольным сайтом – Мурманский рыболовный форум…
Подготовка была непростой. Готовили лодку, готовили машину, готовились сами. В основном, конечно, готовили лодку. Описывать здесь подготовку во всех подробностях мы не будем, скажу лишь, что в марте учился на кафедре морского судовождения Самарского Речного техникума, т.к. категории “МП” не было, учился частным образом, посему документов об обучении никаких. Дальше - получение разрешения на сдачу экзамена экстерном, а это только за подписью начальника ГИМС. 30 апреля успешная сдача экзамена, и уже после майских получаю новые права с открытой категорией МП. Июнь - обкатка движка, монтаж парусного вооружения. И в начале июля – готовность номер один.
Открытым остался лишь техосмотр. Дело в том, что с 1 июля 2012 года ТО маломерных судов приостановлено до особого распоряжения, и пройти его даже при большом желании невозможно. У кого есть отметки о ранее пройденных ТО - спокойно ездят еще 5 лет, а у кого лодка новая, и штампика нет – тоже волноваться не надо, наказывать не будут до возобновления техосвидетельствования. Ну, одно дело о наказании, другое - выпустят ли в море пограничники с чистым листком ТО в судовом билете. Вопрос решился сам собой: в начале июля ТО восстановили, и мы опять везём лодочку на стоянку, теперь уже для прохождения освидетельствования, очередной раз отодвигая время старта. Записываемся на ТО, успешно проходим, и к середине июля имеем в судовом билете необходимую отметку.
Из Самары выехали в понедельник 22 июля, и хотя ехали не быстро (80-90 км/ч), уже 24-го к обеду были в Мурманске. Остановок делали мало, дорога хорошая, участок по Р5 неплохо отремонтирован, а кусочек грейдера длиной в 30км. в районе Лоухов закатан в асфальт. В общем, постоянно сменяя друг друга за рулём, отмотали 2700км. за два с половиной дня. Нас гнала хорошая погода, которая установилась в те дни на Кольском. Правда, на подъезде к Мурманску немного заплутались, но Алексей вскоре нашёл нас…
Алексей Volhv подъехал быстро, вручил нам увесистую папку с документами, проконсультировал, что и как необходимо сделать для оформления выхода в море. Последняя фраза была приблизительно такой: “Если с вами что-нибудь случится на маршруте, не отчаивайтесь и не паникуйте, я смогу к вам приехать”. И пусть после этих слов мы перестали чувствовать себя первооткрывателями этих земель, и поход наш не стал казаться нам столь героическим, но слова те дорогого стоили.
Хоть сами совсем не рыбаки, но быть в местах, известных своей легендарной рыбалкой, и не поймать на пару порций ухи, было бы непростительной ошибкой. Ещё в Самаре покупаем моток лески и катушку ”Невская”. Удилищем же, по нашему замыслу должен стать флаг-отмашка, который вписан в судовой билет и, соответственно, обязан быть на борту. Но этого явно недостаточно, и мы едем в ближайший рыболовный магазин. Алексей консультирует нас в многообразии рыболовного ассортимента, выбирает необходимые снасти и провожает нас до нового моста, сам – на разворот, а мы налево на мост.
По причине явного перегруза заправляем только УАЗ. Канистры и лодочный бензобак оставляем на багажнике пустыми (плюс 300 кг – это уже лишнее для нашего перегруженного Патриота).
Здесь скажу, что изначально поездка планировалась двумя авто, и с распределением веса на две машины проблем бы не было. Но по причине неподготовленности, сроки нашего путешествия постоянно переносились, и наши попутчики на KIA Sportage, а по жизни – наши давнишние друзья, не смогли синхронно перенести свои отпуска на вторую половину июля. Отступать от спланированного нами же путешествия не хотелось, и мы пошли вдвоём с супругой, в одну машину и в одну лодку. С Патриота за неделю до выезда было снято все внедорожное: лебёдка, силовые защиты, разобран спальник, сэкономив тем самым около 100 кг веса, а так как путешествуем вдвоём, и задние пассажирские сидения отсутствуют изначально – это ещё 40 кг. Словом, в салоне получился неплохой багажник (2м х 1,3м и высотой 1,2м), куда мы все загрузили, тщательно отбирая каждую вещь на предмет “надо–не надо”. Вниз всё тяжёлое: лодка, слани, моторчик; более лёгкое и мягкое – сверху. На всём этом мы и спали в дороге. Пустые канистры, спасжилеты, круг – это на верхнем багажнике, на крыше.
Проверка документов. Пограничник особенно тщательно смотрит на нас, я ему помогаю:
- Здравствуйте, мы виделись с вами здесь же в прошлом году.
- А я гляжу, что-то лица знакомые. Опять на Рыбачий?
- Нет, в Лиинахамари. Хотим пройти вокруг, на лодке.
- А пропуска у вас есть? Можно посмотреть?
- Конечно!
- Удачи вам…
Тщательная проверка пропусков, вопрос о цели визита. Не скрываем – на борту лодка, планируем пройти морем вокруг полуострова Рыбачий от Лиинахамари до Ура – губы. Километров шесть по живописной дороге меж сопок и мы въезжаем в поселок.
Созваниваемся с Александром ”Морские рыбалки”, определяемся с местом стоянки…
Теперь, наверное, самое важное, теперь официальное оформление нашего перехода.
Идем на погранзаставу. Объясняем дежурному, отдаем документы. Минут десять томительного ожидания и…
- Подойдите минут через 30, начальник решает, что с вами делать.
Думая о том, что тучи сгущаются, и возможно сейчас будет ’’обломись’’, я с удрученным видом поплёлся к своему авто, стоящему у ворот заставы. Вскоре к машине подошёл человек в форме.
- Пойдемте, вас ждут.
Выслушав мой монолог о цели визита. О том, что у нас достаточно средств связи, что бы докладывать о своём местоположении, а биоресурсы Мурманской области нам интересны лишь в виде нескольких порций хорошей ухи, начальник заставы сказал:
- Мы выпускаем вас, но так как полярный день 2 дня как кончился, выпускаем на условии, что с 22-00 вечера до 6-00 утра вы будете на берегу. Оформляйтесь у дежурного.
У дежурного были разом приняты все четыре суточных уведомления, выдали документ с указанием телефонов и номеров каналов связи, проконсультировали, как и что говорить при радиообмене.
Всё! Теперь в Заполярный за бензином. Выгружаем почти всё с машины, скидываем сверху пустые канистры в салон, и едем на заправку… нам еще необходимо сделать копии уведомлений.
Фраза, триста литров 92-го, не вызвала удивления у оператора АЗС, лишь скопилась небольшая очередь, но автолюбители с пониманием отнеслись к нашим потребностям.
- На Рыбачий?
- Угу, вокруг… морем.
- Удачи!
Продукты на время перехода были закуплены и уложены в бочки ещё в Самаре, и мы покупаем лишь хлеб и пиво и летим назад, в Лиинахамари. Сдаём копии уведомлений, осматриваем поселок, делаем немного фоток.
К удивлению, посёлок не оставил тягостного впечатления, как брошенные гарнизоны Рыбачьего… Город жил, к вечеру на улицах появилась молодёжь, мамочки выгуливали своё счастье в разноцветных колясках, слышен был детский смех. Посёлок жил, люди влюблялись, рожали детей и, наверное, ничто не может остановить этого.
Прилично устав за этот день, мы просто вырубаемся в пустой машине, рядом с разноцветной кучей нашего хозяйства. Завтра у нас самый важный день, завтра мы выходим в море!
25 июля - день первый. Время 4 утра. Намаявшись за вчерашний день, мы явно проспали. Грузим лодку, моторчик и часть бензина. Сильно не укладываем, слип не далеко, проще лишний раз смотаться. Супруга остается на берегу, я еду за второй партией, а потом за третьей. Через полтора часа, разноцветная куча нашего хозяйства, весом около 600кг. аккуратно сложена у воды, Патриот – рядом. Это была первая наша ошибка, вода стремительно идёт на подъем и через пару часов от нашего автомобиля осталась бы только торчащая антенна. Часть кидаем обратно в машину, но всё понятно не влезает, и мы короткими перебежками спасаем самое ценное, перемещая его вверх по склону. УАЗ уже по ступицы, пониженная не помогает, и тяжелый внедорожник вязнет в мокрой гальке… лебедка, снятая накануне отъезда, мирно покоилась на полке в гараже. Канистры с бензином выбрасываем из авто, теперь уже в воду, следом упаковку с лодкой, сейчас важно спасти машину. Патриот, лишившись трех сотен кг, с трудом, но вылезает на бугор. Ловим разбредающиеся по гавани канистры и вытягиваем утонувшую упаковку,
Переодеваемся во всё сухое, и начинаем собирать лодку. Время около 8 утра. Подходят пограничники, проверяют документы, права, талон регистрации и, видя, лодку лежащую блинчиком на гальке спрашивают:
- Это вы заявлены на 6 утра?
- Да, говорю.
- Если в течение 4 часов от заявленного времени не успеете выйти, то вам необходимо будет подать новое уведомление, таков порядок.
Пограничники ушли, а мы с ещё большим усердием стали готовить наш корабль к выходу. Мы явно не успевали. Чуть позже переуведомляемся на одиннадцать, что дает право на выход до 15-00…, должны успеть.
Около полудня подходит уже другой наряд. Короткий диалог, осмотр лодки на наличие запрещённых рыболовных снастей, проверка документов, и уже через час, мы докладываем дежурному по заставе о своей готовности и просим добро на выход в море…
- Добро, вы, куда сейчас идете?
- Идём до мыса Немецкий, до мыса Немецкий (дублируя важные фразы, как в стародавние времена при плохой связи) и там первая ночёвочка. Обязательно доложимся вам о стоянке по связи.
- Принял, добро.