Снежногорец » 16 сен 2021, 20:47
Камчатский краб в Баренцевом море.
История вселения, итоги.
Камчатский краб – ценный промысловый объект, широко распространённый в Дальневосточных морях. Его вселение в Баренцево море было одним из проектов Советской Рыбохозяйственной отрасли 1930 – 1960 х годов по интродукции ценных промысловых видов во внутренние водоёмы и моря СССР. Целесообразность увеличения биопродуктивности северных морей за счёт акклиматизации в них новых видов объектов промысла признавалась тогда многими учёными (Закс 1936, Зинкевич 1940, Ильин 1954). Проект переселения камчатского краба имел давнюю предысторию, в нём принимал участие целый ряд научно – исследовательских организаций. В 30е годы это были Мурманская биологическая станция ГОИНа, впоследствии – Мурманский морской биологический институт АН СССР, Промбиостанция ТИНРО, в 50х годах Центральная производственно – акклиматизационная станция, в 60х годах ВНИРО, ММБИ и межведомственная ихтиологическая комиссия АН СССР.
Впервые вопрос о вселении камчатского краба в Баренцево море был поднят заместителем начальника ,,Главрыбы,, А.М. Головским в 1932 году. Для решения проблемы акклиматизации камчатского краба в Баренцевом море во Владивостоке была организована научная группа во главе с сотрудником ГОИН Е.М. Крепсом. Перед комиссией стояла задача получить сведения о биологии и среде обитания камчатского краба, провести наблюдения за развитием и выживаемостью оплодотворённой икры и отработать методику перевозки её на дальние расстояния.
С 1931 по 1935 год было предпринято несколько неудачных попыток перевозки по железной дороге в Мурманск или Москву икры, молоди и взрослых особей камчатского краба. Животные и икра не выдерживали длительной дороги и погибали. Стало ясно, что на тот период времени решить проблему массовой перевозки живого краба на такие расстояния технически не представляется возможным. Не смотря на то, что методика перевозки камчатского краба на большие расстояния тогда так и не была разработана, в ходе проведения работ по акклиматизации была доказана практическая возможность транспортировки камчатского краба на Баренцево море. Ряд экспериментов, проведённых над взрослыми особями камчатского краба дал ценную информацию о биологии этого вида. Но тем не менее, все работы на эту тему были приостановлены.
Опытные работы по акклиматизации камчатского краба были возобновлены в 1951 году по заказу Главрыбвода на специально созданной к тому времени Центральной производственно – акклиматизационной станции. И снова не удалось решить технические проблемы транспортировки краба живым на дальние расстояния. Работы вновь были свёрнуты.
В очередной раз вопрос о переселении камчатского краба был затронут в 1959 году, после заказа Мурманского совнархоза в Главрыбвод и ВНИРО. Началу акклиматизационных работ предшествовала широкая дискуссия по поводу целесообразности переселения камчатского краба. Ведущий специалист по камчатскому крабу Ю.И.Галкин обосновывал свои возражения тем, что гидрологические условия Баренцева моря слишком суровы для краба, являющегося бореальным видом (в Бореальный период получают большое распространение теплолюбивые растения и животные). Кроме того, кормовая база мелководий у побережья Кольского полуострова представлялась Ю.И. Галкину для развития популяции камчатского краба недостаточной.
Сторонники акклиматизации камчатского краба Юго – Западную часть Баренцева моря, относящуюся к бореальной области, считали подходящим местом для обитания камчатского краба. По их мнению, местом зимовки краба могло бы стать мелководное Мурманское побережье (песчаный грунт, высокие показатели биомассы). Кроме того, богато развитая эпифауна и заросли макроводорослей будут иметь существенное значение для выживаемости молоди краба на первых стадиях развития. Этих доводов оказалось достаточно для начала работ по акклиматизации камчатского краба в Баренцевом море.
Вселение камчатского краба в Баренцево море проводилось преимущественно ЦПАС при участии ММБИ, на базе которого в посёлке Дальние Зеленцы проводились исследования приживаемости доставляемых на Баренцево море крабов. Участие в акклиматизации принимал целый ряд организаций – ВНИРО, ТИНРО, ПИНРО, Дальневосточная акклиматизационная станция.
Вплотную разработкой биотехники переселения камчатского краба с Дальнего Востока на побережье Баренцева моря занялись в 1960 году, с учётом накопленного сотрудниками ЦПАС опыта. В конце 50х годов в попытке создать максимально благоприятные условия для краба при длительной перевозке были проведены работы по приспособлению имеющегося в наличии оборудования под транспортировку и аэрацию ёмкостей с камчатским крабом. Были сконструированы и изготовлены канны различного объёма из органического стекла, изотермические контейнеры из пенопласта для перевозки крабовой икры. Для насыщения воды кислородом во время транспортировки использовались авиационные кислородные баллоны. С учётом опыта перевозки по железной дороге планировалось при транспортировке краба использовать как средство доставки исключительно авиацию.
Первая опытная перевозка взрослых особей камчатского краба с Дальнего Востока состоялась в 1960 году. Крабы были доставлены в посёлок Дальние Зеленцы, в Мурманской морской биологический институт. В аквариальной института взрослые самки камчатского краба содержались в проточных бассейнах несколько месяцев. Из общего количества икры, выношенной самками, выжило всего 10%. В апреле 1961 года повторили перевозку взрослых крабов, применив увеличенную плотность посадки в каннах. Трёх самцов краба и семь самок выпустили в море на Мурманском берегу. Два самца и три самки были оставлены в аквариальной ММБИ. В апреле 1961 года с Дальнего Востока была доставлена партия икры краба. Икра была помещена на инкубацию в аппараты Вейса. После выклева 1.6 миллиона личинок краба, они были выпущены в море в губе Дальнезеленецкая. Положительный опыт этих двух перевозок способствовал активизации акклиматизационных работ. После анализа результатов работ было принято решение отпускать в Баренцево море преимущественно взрослых и крупных особей камчатского краба, как имеющих наибольшие шансы как в борьбе за выживание, так и в борьбе за пищевые ресурсы. Исходя из этого решения в последствии на Баренцево море доставлялись в большинстве половозрелые особи. Крабов транспортировали большей частью авиатранспортом (28 рейсов) и начиная с 1966 года в живорыбных вагонах (6 рейсов).
За период основного вселения камчатского краба в 1961 – 1969 годах в Баренцево море было выпущено около трёх тысяч крабов в возрасте 6 – 15 лет, 10 000 экземпляров молоди и около 1.6 миллиона личинок. В 1977 и 1978 в Мурманск было доставлено по железной дороге ещё 1200 взрослых особей камчатского краба, хотя острой необходимости в этом уже не было – первый взрослый камчатский краб был пойман в Кольском заливе ещё в 1974 году. Он принадлежал к первому поколению вселенцев, закрепившимся в новом ореале обитания. С 1977 года камчатский краб стал попадаться в рыболовные сети у берегов Норвегии. Появление второго поколения крабов, более многочисленного и сильного, было отмечено в Баренцевом море в 1992 году.
О широком распространении камчатского краба в новом регионе и создании им самовоспроизводящейся популяции было официально сообщено 19 ноября 1992 года сотрудником ПИНРО А.М. Сенниковым на заседании ихтиологической комиссии.
В настоящее время камчатский краб получил распространение на Западе от Лафонтенских островов в Норвегии до района острова Колгуев на Востоке. В прибрежье Мурмана камчатский краб встречается повсеместно. Наиболее Южный район распространения – Воронка Белого моря. Отечественная промышленная добыча камчатского краба начата в 2004 году и сосредоточена в Восточной части Баренцева моря, в исключительной экономической зоне России. Наивысших концентраций камчатский краб в Баренцевом море достигает в его Северо – Восточной части, полностью подтверждая теоретические обоснования советских ихтиологов о распространении популяции камчатского краба, приводившиеся к научному обсуждению при решении вопроса о вселении краба в Баренцево море. Норвегия использует лишь малую часть популяции камчатского краба, весьма самонадеянно называя его Норвежский Королевский Краб и умело продвигая этот бренд для развития морского туризма в Норвегии. В пределах же территориального моря России действует временный запрет на любительский промысел камчатского краба.
К 1994 общая численность баренцевоморского камчатского краба составила 1.75 миллиона экземпляров. В 1994 – 1998 годах численность краба сохранялась на сравнительно низком уровне 2 – 4 миллиона экземпляров. С 1995 года наблюдался постепенный рост промыслового запаса, численность которого в 2003 – 2005 годах составила 20 миллионов особей или 80 тысяч тонн. В 2006 – 2009 годах наблюдалось заметное снижение численности краба. Затем с 2010 существенный рост до исторически максимального уровня 100 миллионов особей.
Когда смотришь в бездну, бездна так же смотрит в тебя.. Ф. Ницше.