Теперь, наверное, уже и не вспомнить, когда закралась в голову эта мысль... Может в своих поездках на Кольский полуостров, когда по трассе Р5 “Вологда – Медвежьегорск” через Татаров мост пересекаем Кишемский канал, являющийся частью Северодвинской системы. Может позже, когда собирали о нем информацию… мысль эта крепла, развивалась, и к концу прошлого года мы уже твердо знали, что летом пойдем именно туда…
Канал герцога Вюртембергского
Похоже, это самый древний канал из ныне действующих судоходных каналов. Предназначение его - соединить бассейны рек Волга и Северная Двина, получив, таким образом, выход южных и центральных областей России к Белому морю. Первые серьёзные изыскания проводились еще с 1823 года. Строительство, начатое в 1825 году, под руководством тогдашнего начальника управления путей сообщений – герцога Александра Вюртембергского, родного брата императрицы Марии Федоровны, было закончено в рекордно короткий срок – 3 года, и в 1828 по каналу пошли первые суда. Уже действующая тогда (1808г.) Мариинская система, нынешний Волго – Балтийский канал, позволяли кратчайшим путем доставлять грузы из Петербурга в Архангельск…
Справедливости ради, необходимо отметить, что водный путь из Астрахани к Архангельску и Белому морю на то время уже был. В 1822 году было закончено строительство Северо-Екатерининского канала, соединившего бассейны река Кама (приток Волги) и Северной Двины. Проект был крайне неудачным, при строительстве возникало много трудностей, но канал протяженностью 19 км. всё же был построен, хотя строился он целых 36 лет!

- Северодвинский и Волго-Балт
Немного про Северо-Екатерининский канал:
Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины Второй. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для изысканий и составления проекта канала. Через четыре года она завершила работу и представила проект.
В 1786 г. на будущем «Екатерининском канале» приступили к земляным работам. Проходили они в трудных условиях. Место строительства представляло собой сплошное царство лесов и непроходимых болот. Безлюдье. Зимы крайне суровые, продолжительностью от 6 до 7 месяцев. Лето короткое и дождливое. Летом местами этот край совершенно недоступен.Наконец, в 1822 г., преодолев огромные трудности, строительство было закончено и канал открыли для плавания судов. Таким образом, его строили 36 лет, израсходовав более 1 млн. рублей.
Ненадлежащий уход за водной системой, отсутствие средств на ремонтные работы, разрушение гидротехнических устройств — всё это привело к тому, что в 1838 г. канал был официально упразднен, прослужив всего 16 лет. Но канал существует до сих пор. Начинается он в д. Канава, и по нему можно перебраться с Вычегды на Каму разве что на небольшой лодке…

- Северо- Екатерининский

- Северо-Екатерининский канал на карте Генштаба. От деревни Канава, через болото Джуричнюр кратчайшим путем, к притоку Камы – реки Джурич.
Ну, Бог с ним, с Екатерининским… возвращаемся к нашему, Северодвинскому.
Канал построен, судоходство идёт полным ходом. Габариты пути нового канала полностью соответствовали габаритам Мариинской системы, что, в общем, способствовало его растущей популярности. Длинна шлюза – 27,7 метра, ширина – 8,25. Исходя из этого и ширина самого канала – 17 метров, с проходными глубинами 1,8 метра. Все это позволяло при прохождении обеих систем пользоваться однотипными судами - что для купцов было очень удобно и выгодно, т.к. исключалась промежуточная перевалка грузов.
Конечно, тогда не было ни теплоходов, ни электричества, ни прочих благ цивилизации. В шлюзы баржи заводили конной тягой, по каналам проводка шла бурлаками, а по озёрам – под парусами. По берегам стояли будки бакенщиков, которые вечерами выходили в канал и зажигали своё хозяйство, т.к. движение по каналу порой было круглосуточным.
Грузооборот постоянно рос, и за время своего существования Северодвинская водная система постоянно реконструировалась. Углублялся фарватер, увеличивались габариты шлюзов. Самые серьёзные изменения были проведены период с 1916 г. по 1921 г. силами военнопленных первой мировой. В то время на реконструкции канала работало около 8000 человек. В 1897 г. была построена железная дорога до Архангельска, и потребность в канале стала уменьшаться, а в 1933г. , когда началось движение по Беломоро – Балтийскому каналу, совсем упала. В советское время канал лишь поддерживался в рабочем состоянии. В 1964г. в результате устройства Шекснинской плотины и подъема воды в р. Шексна первый шлюз в Топорне был затоплен, а нумерацию оставили прежней. Теперь Северодвинская система начинается со шлюза №2. В 90-х годах финансирование канала было слабым, деревянные конструкции попросту догнивали, и, казалось бы, участь его предрешена. Однако, было решено сохранить Северо-Двинскую водную систему, и в 2000-х годах началась ее очередная реконструкция, продолжающаяся и по сей день.
"Дабы навсегда сохранить память Ваших трудов на пользу Государства по ведомству путей сообщения... повелеваю именовать оный канал - каналом герцога Александра Вюртембергского".
Николай I. Высочайший Указ. 23 августа 1828г.