Мурманский Рыболовный Портал против свободной продажи сетей!

Катамаран "Братан - 430 KLM"

Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 22 июн 2016, 14:43

Катамаран «Братан – 430 KLM»

Ходовые испытания


Даты: апрель и июнь 2016 г.
Место: Кольский залив и водохранилища Кольского полуострова
Загрузка: до 360 кг
Мотор: 15 л.с., двухтактный, 246 куб. см
Винт: 9 ¼ х 11
Дистанция тестов: 40 км (море) + 240 км (водохранилище)
Погодные условия море: ветер 7 – 14 м/сек, волна 0.3 - 2.0 м
Погодные условия водохранилище: 200 км штиль, 40 км ветер 10 м/сек с волной0.3-0.5 м

Изображение

Описание модели с сайта производителя

«Далеко не каждая надувная лодка пригодна для мелководья. Конструкторы компании «Братан» смогли с блеском решить этот вопрос. Итогом их работы стала новая версия популярного надувного катамарана «Братан 430К», приспособленная именно для малой воды. «Братан 430КLМ» унаследовал от своего ближайшего родственника все самые лучшие качества – маневренность, устойчивость, управляемость. Скеги, установленные под баллонами, приподнимают катамаран над водой. Появляется ощущение того, что катамаран «Братан 430КLМ» словно скользит по водной глади. Это непередаваемые ощущения. Для отвода воды со дна катамарана предусмотрен самоотливный кокпит. «Братан 430КLМ» готов принять на борт до шести человек. С транспортировкой и хранением катамарана тоже проблем не будет. Компактность в собранном виде и небольшая масса тоже относятся к достоинствам этого плавсредства.»

Заявленные технические характеристики

Длина наибольшая: 430 см
Длина кокпита: 320 см
Ширина наибольшая: 190 см
Ширина кокпита: 95 см
Диаметр баллона: 49 см
Количество отсеков: 9 шт. + пуфик
Максимальная грузоподъёмность: 900 кг
Пассажировместимость: 6 человек
Рекомендуемая мощность мотора: 10-30 л.с.
Максимальная мощность мотора: 30 л.с.
Вес комплекта лодки без мотора: 65 кг
Габаритные размеры упаковки лодки: 130 х 60 х 40 см
Высота транца: 380 см (короткая нога мотора, S)
Плотность материала баллона: 850-1100 г/м²

Целевое назначение покупки

Катамаран «430KLM» покупался в качестве скоростного экспедиционного судна для смешанной эксплуатации «река – море»под влиянием рекомендаций знакомых, использующих данный дизайн в Баренцевом море, после длительного изучения ресурсов Интернета и на основании ходовых характеристик, запечатленных на этом видео.
https://youtu.be/sKfkMTBFcOc

Техническое задание

Максимальная мореходность, максимальная скорость, комфорт на волне, самоотливной дизайн, максимальная остойчивость, минимальная осадка мотора, пригодность для одиночных экспедиций длительностью до 4-х недель, пригодность для выброса на берег ходом, пригодность для мелких рек.

Выбор модели

Ввиду противоречивых требований был куплен компромиссный «430KLM»со спаренными скегами, позиционирующийся как модель для мелководья (и в то-же время пригодный для прибрежного плавания).

Изображение

Помимо мелководья широкие скегит ребовались для нестрогой развесовки и глисса при небольшой скорости по мелким рекам с полезной загрузкой до 360 кг.
Также рассматривалась модели «380К», «430KL» и «420K», «Солар – 380» и SATURNSK470XL». «420K»былотвергнут как слишком большой для одиночных экспедиций, включая вес, избыточность для мелких рек, несоответствие слабого мотора 15 л.с. его классу и не носимость в одно лицо. Модель «380K»была отвергнутакак уступающая моделям «430KL»и «430KLM»в мореходности(примечание: сейчас я бы возможно купил именно ее как носимую в одно лицо). «430KL» был в цвете, который меня не устраивал. Поведение «Солара – 380» на волне понравилось меньше катамаранов. Кабот «SK470XL» внешне и по качеству изготовления нравился больше всех, но море находилось в приоритете, где катамараны впереди по мореходности и безопасности. Неожиданно «Братан» объявил скидки к 23 февраля, выслал фото серо - зеленого «430 KLM», который носился под «Хондой-20», и заявил что он теперь стоит меньше базовой цены «380K». Максимализм победил. Видеоролики с потрясающим ходом «430KLM»под «Хондой – 20» сыграли ключевую роль. Больше всего понравилось отсутствие кобры, мгновенный старт, нетребовательность к развесовке, невероятные повороты и конечно скорость. Скорость – это то, чего мне так не хватало в других лодках на выходных, когда дорога от дома до места лова и обратно занимает от 14 до 20 часов.

Вес

Вес посылки составил 72 кг. При погрузке лодки в лифтованнуюмашину я понял, что рыбалки в одно лицо отменяются, и что в этом состоит принципиальное отличие «430KLM»от «380K».Понял, что получил капитальные ограничения в одиночных рыбалках и одновременно резко расширил возможности в море, куда в одиночку не ходят.При этом, серия «М» покупалась не только доя моря. Прототип «SK430XL», пригодный для рек и переноски в одно лицо, я получил позже и совершенно неожиданно. На переднем плане «SK430XL»весом 39 кг, на заднем «430 KLM» весом 65 кг. Как бы повел себя «Братан – 430 KLM»в одиночной экспедиции по мелким рекам осталось неизвестным.

Изображение

В экспедицию по рекам пошел «SK430XL». По фото понятно, почему обратил внимание на катамараны с их огромным кокпитом. Ход катамарана под веслами оказался отдельной грустной темой, зарубившей на них сплавы в одно лицо, об этом будет отдельный разговор.

Изображение

Упаковка

Катамаран прибыл в распашной сумке, сделанной из прочной кордуры, с шестью ленточными стяжками и четырьмя классными ручками.Сумка позволила легко переносить лодку вдвоем и совершенно не позволила в одиночку. В одиночку ее просто не за что ухватить. Ленточные стяжки я бы сделал длиннее. Как обычно, свертывание ПВХ - лодки при низкой температуре представляло из себя сложность.

Изображение

Качество ткани

Я не склонен защищать или приукрашивать то, что покупаю для себя и (или) тестирую. Через три дня испытаний (280 км) в местах, где весла касались баллонов, обнаружились потертости ткани. Я никогда не фиксировал весла на других лодках из-за необходимости быстро поднимать мотор и переходить к гребле. Аналогичные потертости оставил на дне и баллоне ящик инструментов, намертво зажатый баками с топливом и пуфиком.

Изображение

В дальнейшем к этой ткани я буду относиться намного аккуратнее, чем к «корейской армированной ПВХ - 1 100 den толщиной 0.9 мм». «Сатурны» позволяли наплевательски относиться к баллонам без намеков на истирание, привык к этому как должному. При этом мощная защита скег тремя слоями ткани и их ребра жесткости говорят о том, что «430KLM» пригоден для грубых контактов с твердой поверхностью, в том числе для вылетов на берег ходом и волока по берегу. Это предположение подтвердилось. Иные показатели тканей катамарана оценить не могу, т.к. их характеристики не указаны, это покажет только время. Вопрос о целесообразности заказа катамарана такого размера из китайской ткани «1 100» остался открытым. Порядок свертывания катамарана со спаренными скегами с баллонами из ткани «1 100» мне неизвестен. На основании опыта свертывания усиленных лодок из такой ткани могу предположить что не смешно, особенно в холодное время. Возможно, у «430KLM» баллоны из ткани «850», а карманы и защита скег из «1 100». Подтвердить второе не могу, так как не понял описание и не спрашивал производителя. Сложилось мнение, что повредить скеги очень сложно.

Защита днища

Производитель (и не только) отговаривали от защиты днища. На основании первых тестов соглашусь с ними, т.к. дно практически не участвует в контактах с грунтом и плавающими на поверхности воды объектами. Практически – это не полностью, но вероятность повреждения действительно мала.
Качество изготовления
На вид хорошее. Лодка красивая и ровная. Видно, что это «ручная» склейка, но «ручное» качество склейки далеко не всегда уступает автоматизированным процессам. Катамараны «Sun Marine», «Сатурны» и «Зодиаки», например, выглядят «фабрично» и имеют другую заделку швов. Больше пока сказать нечего. Дефектов кроя и склейки пока не обнаружено.
Изображение

Насос

В ходе первого теста штатный насос удивил эффективностью и даже скоростью.

Изображение

Однако, уже при втором накачивании лодки пластиковый штекер, вставляемый в клапан…….сломался:

Изображение

Ткань мехов на изломах начала истираться. Уплотнитель штекера оказался низкого качества, не эластичными был заменен. На штекере присутствовал облой,качество пластика оказалось неприемлемым. В результате был куплен электрический насос низкого давления «BRAVOMB80/12», производительность которого поразила.

Изображение

Изображение

Как многие правильно писали, этому насосу необходим удлинитель. «Братан» пришлось разворачивать, чтобы накачать оба борта от аккумулятора высокой машины.
Для достижения давления 0.3 - 0.4 атм на вооружение был взят ручной насос высокого давления, который прибыл вместе с прототипом кабота. Виду холодной воды скеги и баллоны накачивались на 0.05 атм больше паспортных значений.

Изображение

Изображение

Однако оказалось, что клапаны «430KLM» не совсем подходят для данного насоса, т.к. он не имеет обратного клапана, в отличие от штатной лягушки. Добивать отсеки катамарана до необходимого давления приходилось быстро и не очень легко. По окончании накачки возникла мысль об автоматическом двухкамерном насосе, несмотря на плохую статистику их надежности. Либо о колхозе с автомобильным компрессором.

Первое впечатление при спуске на воду

Оно было сильным. После каботов площадь кокпита в 3 квадратных метра показалась огромной. Суммарная высота надводного борта в 64 см на 23 см превышала самый большой кабот и на 27 см тот, который сейчас на руках. Площадь кокпита втрое больше, чем у первого «SK430», и в два раза больше флагманского «SK470XL». Высота борта больше в два и полтора раза соответственно. «430KLM» оказался очень комфортным судном для двоих.

Изображение

Транцевые колеса

Спуск на воду вдвоем оказался очень легким благодаря четырем правильным ручкам, расположенным в правильных местах. Благодаря скегам катамаран без мотора легко перетаскивался волоком в одиночку. Вероятно, транцевые колеса удобны для эвакуации не разобранного камарана из воды и навески мотора на берегу. У меня транцевых колес никогда не было, так что ничего больше сказать не могу.

Изображение

Первые ходовые испытания

Первые ходовые испытания проводились с загрузкой около 300 кг в Кольском заливе. На выходе из залива скорость северо – западного ветра достигла 14 м, а высота волны 2,5 метра, после чего катамаран зашел в укрытие.

Изображение

Скорость хода в этот день не фиксировалась. Другие лодки в море не выходили. Ход на мелкой волне показался жестковатым. Качество серфинга на больших волнах отложилось следующее:

Ход на лицевой стороне волны был нормальным. Однако мощности мотора не хватало, чтобы сохранять фиксированное положение относительно гребней. В результате волны нас догоняли, катамаран спокойно их пропускал под собой, после чего мощности мотора снова не хватало, чтобы догнать волну и не попасть под следующую. Единственным способом сохранять скорость с мотором 15 л.с. был серфинг на лицевой стороне волны. Вдогонку гребня он не тянул. Опасения клюнуть носом, кувыркнуться или попасть под гребень часто заставляли менять курс и переваливать набегающий сзади гребень в наиболее безопасном месте.

Остойчивость

Конечно, прямоугольное надувное судно размером 430 х 190 х 64 см с двумя плавучими якорями (скегами) обладает прекрасной остойчивостью. Это не значит, что когда высота волны перевалила 2 метра, не было страшно. Было. И экспериментировать дальше желания не возникло. При такой волне борт 430KLM суммарной высотой 64 см уже не казался большим, на ум пришли модели 460К – 520К. Однако, «430KLM» изначально рассматривался как катамаран «река – море». Я ходил пару раз до Сетьнаволока на каботе шириной 107 см с баллонами 33 см, и никогда не ходил на катамаранах 420К – 520К, так что все относительно.

Заливаемость

Поднятый нос такой формы конечно является прекрасным отбойником. Однако трапецевидный профиль бортов приводил к значительному забрызгиванию при курсе 30 – 45 градусов на волну. Волна врезалась в поверхность борта, которая чуть наклонена в сторону кокпита как в дамбу. В этом обнаружилось отличие скегового катамарана от надувных лодок с цилиндрическими бортами. Против волны заливания не было. При волне около 2,5 метров опыты были прекращены.

Осушение кокпита

Такое – же быстрое, как слив с верхней палубы железных судов через фальшборт. Самоотлив просто превосходный. Вода в кокпит со стороны транца в обычных режимах не поступает. Надувное дно находится значительно выше уровня воды за счет большого водоизмещения спаренных скег.

Изображение

Помимо обеспечения пассивной безопасности, самоотлив катамарана полностью избавил от этого:

Изображение

Песок тяжелее воды и удалить его полностью через клапаны обычных лодок, находящихся выше уровня дна, вообще невозможно. Можно только перевернув лодку через борт. Сливу воды лодок без самоотлива у нас препятствует мусор, забивающий мембрану, решетку шторки и крестообразные внутренности клапанов. Я вырезаю мембраны и пластик внутри клапанов таких лодок. Кроме того, устанавливаю дополнительные клапаны с резиновыми пробками для аварийного осушения кокпита.

Грузовой план

Читал, что модели со спаренными скегами менее требовательны к развесовке, что вполне естественно. Это действительно так. «430KLM» позволял размещать груз как угодно, кроме расположения человека весом 110 кг на баке, при котором винт начинал частично выходить из воды. Перемещение пассажира и судоводителя по кокпиту оказывало незначительное влияние на скорость, в пределах 1-3 км в час. Кормовой загрузки, о которой часто читал, этой модели оказалось не нужно. Скорее ей показана равномерная загрузка (как на каботах, кстати).

Изображение

Проходимость

Без привязки к водометам (которые обязательно будут протестированы), проходимость винтового «430KLM» оказалась равна расстоянию от пера мотора до антикавитационной пластины. Это значит, что осадка мотора катамарана на ходу оказалась меньше обычных винтовых лодок. Туннельные водометные лодки не затрагиваю, чтобы избежать ненужных дискуссий. Мое мнение в этом вопросе не изменить – ни одна конструкция на наших реках не сравнится с туннельной водометной лодкой.

Курсовая устойчивость и управляемость

Прекрасные. Никаких уводов с курса, мощная стабилизация положения мотора струей воды, отсутствие необходимости подруливания, отсутствие завоздушивания струи под днищем, превосходное поведение в поворотах на любой скорости. На табличках таких корпусов должна быть указана фамилия конструктора.

Дельфинирование

Не обнаружено

Кобра

Не обнаружена. Навряд - ли ее можно было ожидать в принципе при мощности мотора, составляющую 50% от допустимой.

Забрызгивание кокпита

Не обнаружено за все 240 км хода по водохранилищу. Читал, что на некоторых моделях мотор забрызгивает кокпит. Может быть «виноват» слабый мотор, не знаю.

Плавность хода и амортизация

Все относительно. Самым мягким ходом из лодок, на которых ходил, обладал «BADGER Heavy Duty – 350». «430KLM» похож на раллийный внедорожник с плотной спортивной подвеской. Тезис о том, что любой катамаран на волне мягче любых килевых лодок поэтому подтвердить не моргу. «430 KLM» потряхивает сильнее «HD – 350», по крайней мере на слабом моторе при скоростях 25 - 30 км в час. Допускаю, что на моторах 20 - 30 л.с. мягкость хода изменится. Несмотря на мелкую тряску, амортизация корпуса впечатлила. Как продольная, так и на кручение. Продольная амортизация очень напоминала плоскодонные каботы аналогичной длины. Работа корпуса на кручение напоминала независимую подвеску автомобилей. Целесообразность увеличения жесткости корпуса (и дна) на моторах большой мощности мне неизвестна. Судоводитель и пассажир на ряби высотой 0.3 - 0.5 м не подлетали, легкий груз в носовой части кокпита перемещался. В штиль катамаран напоминал автобус с пневмоподвеской или вагон "СВ" поезда, а не лодку.

Отступление:
Обычно чем больше килеватость, масса и длина судна – тем оно комфортнее на волне. Чем острее киль – тем комфортнее на волне. Очень грубо, острый киль большой высоты работает как пружина большой длины. Хитрые удивительные кили ряда лодок не трогаем. Днище в форме ложки («Солар») обычно работает как более жесткая пружина средней длины. Плоскодонка работает как рессора, скользящая по воде. Чем длиннее рессора – тем лучше продольная амортизайия корпуса на волне. Данный катамаран по ощущениям работает частично как плоскодонка, частично как судно с высоким острым килем. Высота «киля» (скег) при этом у него зависит от мощности мотора. «Лыжи» из спаренных скег относительно плоские, шире обычных и меньше по высоте. Естественно такой катамаран имеет более жесткий ход, чем модели с одиночными скегами, менее требователен к развесовке ввиду большей площади опорной поверхности скег и их дополнительному водоизмещению, менее склонен к кобре, раньше выйдет на глисс, выведет на глисс больше груза и будет поддерживать глиссирование при меньшей скорости. Расплата за эти плюсы в увеличенной жесткости хода и массе. Чем уже и выше скеги, чем больше длина катамарана – тем выше его плавность хода. Естественно при условии, что мощность мотора поднимет катамаран с грузом на скеги как можно выше над поверхностью воды. Т.е., существует прямая связь мощности мотора и комфорта хода катамарана при прочих равных условиях.

Гидродинамическое сопротивление

Под мотором 15 л.с. оно оказалось выше, чем у плоскодонных каботов с НДВД шириной до 125 см под тем - же мотором. Это отражалось на ускорении с места, скорости и расходе топлива. Расход топлива под 15 л.с. с винтом 11 шага составил 28 литров на 100 км при скорости 25 км в час против 22 литров кабота на этом - же моторе, с такой - же загрузкой, на том - же маршруте, с таким - же винтом.

Это кабот на том - же маршруте с загрузкой 360 кг:

Изображение

Струя кабота при 40% дросселя «Ямахи-15», шаг винта 11:

Изображение

Струя кабота при 60% дросселя «Ямахи-15»:

Изображение

Струя «Братана - 430 KLM» с аналогичным грузом при 100% дросселя «Ямахи-15», скорость 25 км в час:

Изображение

Струя «Братана- 430 KLM» с грузом 180 кг, 100% дросселя Ямахи-15, винт 11, скорость 29 - 30 км в час:

Изображение

Мотор

Конструктивное ограничение скорости данного катамарана наглядно демонстрируется роликами в Интернете под моторами 20 - 30 л.с. и находится за границей отметки 60 км в час.
Под «Ямахой – 15» с лифтом 25 мм и винтом 9 ¼ х 11 катамаран развил 32 км в час с полезной загрузкой 130 кг. При волне 30 - 50 см начались многочисленные прохваты и скорость упала до 15 км в час. Проставка транца (25 мм) была удалена, при этом лодка вышла на стабильную скорость 29 км в час без прохватов. 60/70 процентов дросселя давали ход 26 - 27 км в час, 80% дросселя - 28 км в час, 100% дросселя - 29 км в час. Под загрузкой 360 кг катамаран набрал ход всего 25 - 26 км в час, при этом после 70% дросселя обороты не увеличивались. Повторные тесты будут проведены на винте 9-го шага.

Полный свал в водоизмещающее состояние с резкой потерей скорости наступало при скорости хода 18-21 км в час. Показания навигатора при положениях штыря изменения дифферента №1,2,3 «Ямахи-15» показали, что скорость изменяется всего на 1 км в час, а оптимальным положением является № 2. Был удивлен, т.к. на обычных лодках изменение положения штыря приводило к заметной разнице в тяге и скорости, а положение № 3 на каботах вообще оголяло винт. Во время свежей погоды с волнением во избежание прохватов штырь был удален полностью, при этом скорость лодки осталась прежней – 29 км в час. Дифферент катамарана не зависел от положения штыря 15-и сильного мотора, и был всегда минимальным.

Двухтактный мотор мощностью 15 л.с. объемом 246 куб. см. показал себя грустным и не соответствующим скоростному потенциалу корпуса. При весе судна 410 кг путевой расход топлива составил 28 литров на 100 км, что на 6 литров больше расхода каботов «SK470XL» и «SK430XL» с аналогичным весом судна под этим - же мотором на этом - же маршруте. Расход «Солара – 350» под «Хондой-20» в то - же время на этом - же маршруте с аналогичной загрузкой составил 12,8 – 14,3 литра на 100 км. Нам – же еле хватило 60-и литров, чтобы вернуться с маршрута выходного дня протяженностью 200 км. Это уже не столько вопрос цены топлива и скорости, сколько запаса хода и затрат времени на выходных. Поэтому оптимальным мотором в своих условиях эксплуатации считаю четырехтактный двадцатисильный. Двухтактный мотор объемом 246 куб. показал себя явно недостаточным для данного судна.

Подъем на борт с воды

Ввиду отсутствия гидрокостюмов учения не проводились. Вероятно по ноге мотора. Конструкция трапа остается под вопросом. Высота надводного борта намекает на его необходимость.

Изображение

Ветровой дрейф

Значительно ниже плоскодонок аналогичного веса. Скеги частично работают как плавучие якоря.

Якорь

Ввиду опасных рек и коряг использование фабричных якорей давно прекратил. Использовали камень в сетке весом около 10 кг. Насыпные якоря из нержавейки в продаже не видел, только в США. Сделаю свинцовую отливку, вес под вопросом.

Интерцептор

Необходимости интерцептора с мотором 15 л.с. не обнаружил, но у меня их никогда и не было. Владельцы катамаранов других моделей его рекомендуют. С мотором 15 л. без проставки транца я не обнаружил ни кобры, ни прохватов, ни скольжения винта, ни завоздушивания струи. К данному вопросу возвратимся после тестов с моторами 20 - 25 л.с

Надувное дно низкого давления

Дно нового типа. Так называемое «прошитое». Оно несколько мягче НДВД моих других лодок, но спиннинговать стоя не мешает, ткань оказалась прочнее вкладышей НДВД. Дно оказалось очень удобным для полу - лежачей позы судоводителя и пассажира на длинных дистанциях.

Изображение

Защита палубы

Хотелось бы иметь нескользящую защиту по образу «Соларов». Использовал лист тентового ПВХ-850. Покупать три квадратных метра линолеума пока не хочу, помня сколько он весит.

Эргономика

Самым удобным положением судоводителя на длинных дистанциях оказалось сидя на дне, на свернутом туристическом коврике, вытянув ноги поперек кокпита. Мне немного не хватало второй ручки судоводителя для управления из такого положения. Необходимо удлинение румпеля. Использовался временный удлинитель из сантехнической ПВХ – трубы. Для осмотра подводных камней стоя телескопический румпель значительно удобнее. Длину необходимого румпеля не измерил, необходимо подбирать под рост. Пассажир стандартно сидел спиной вперед на дне, на таком - же свернутом в рулон коврике, опираясь спиной о второй пуфик, разделяющий «жилую зону» и «грузовой отсек». При росте 2 метра он смог полностью вытянуть ноги. Пассажир никогда не садился на задний пуфик. «Попные» пенокаучуковые коврики блокируют холод от баллонов (пуфика) и не скользят. Воды на дне катамарана не было. Оказалось возможным снимать сапоги для просушки на ходу. Это круто, т.к. обычно в лодках без вейдерсов у нас плохо. В этом катамаране даже задницы были сухими.

Носовой (ходовой) тент

При температуре плюс 3 оказался крайне необходим. Заворачивались в армированный полиэтилен, несмотря на очень серьезную одежду. Маска на глаза также желательна.

Тент – трансформер

Я негативно отношусь к тентам – трансформерам ввиду снижения обзорности и безопасности плавания на наших водоемах. Кроме того, не ловлю на поплавочную удочку. Однако данный катамаран имеет суммарную площадь больше чем кухни в хрущевках, поэтому организация плавучего дома некоторым может понравиться. Насколько такой тент увеличивает лобовое сопротивление неизвестно. То, что он добавил - бы массу комфорта при троллинге кумжи в октябре по большой воде – это точно. Ровно до момента пропуска плавучего бревна или каменной гряды.

Грузоподъемность

Вдвоем можно ни в чем себе не отказывать при условии покупки соответствующего мотора с соответствующим маршруту расходом топлива. В одиночку этот катамаран избыточен. Голосую за четырехтактный 20-и сильный двигатель и полный комфорт. Для экстрима и ультралайта существуют другие лодки и другие моторы.

Изображение

Изображение

Транец

Было замечено приличное дрожание транца на ряби. Вроде – бы ни к чему плохому это не приводило. Ни к прохватам, ни изменению хода. Однако ничего подобного на других лодках не наблюдал. Может быть это особенность ширины и высоты транца. Может быть усиленный транец моделей GT имеет смысл и на моторах в 15 - 20 сил, не знаю. Накладки на транце из фанеры. На транце почему - то отсутствует страховочный рым привязи мотора. Это довольно странно, так как судно имеет очень высокое конструктивное ограничение скорости, находящееся за отметкой 60 км в час.

Изображение

Ход под веслами

Весла оказались настолько короткими, что я вообще не понял как они там оказались. Скорость гребли оказалась равна 1 (!) км в час. При этом поза гребца совершенно невероятная: широко расставив руки и заняв крайне странную согнутую позу человека, которому рубят голову. Зачем так сделано – неизвестно, но сплав с такими веслами в одиночку по нашим рекам опасен, а рыбалка сплавом крайне затруднительна из-за невозможности быстро пристать к берегу. Наши реки таких шуток обычно не прощают, и мертвая посадка на порогах обеспечена. Лопасти штатных весел никакие в плане «гребучести». Похоже, что их единственное назначение – подход к берегу после откидывания мотора. В экспедициях это значит, что на транце должна висеть докатка.

Результаты испытаний

До испытаний катамарана под винтовыми моторами мощностью 20 - 25 л.с. и водометами проведенные тесты не могут считаться завершенными, т.к. силовая установка не соответствовала классу судна.
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Объявления

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение ViktorMANN » 22 июн 2016, 17:12

Как всегда четко и по-делу. Прочитал с большим удовольствием. Сергей,спасибо!
Аватара пользователя
ViktorMANN
Активист
 
Сообщения: 1844
Зарегистрирован: 07 фев 2011, 16:17
Откуда: был Мурманск, теперь СПБ, Купчино.
Благодарил (а): 49 раз.
Поблагодарили: 607 раз.
Имя: Виктор
Техника: Есть немного...
телефон: 9516784067

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Vasilykash » 23 июн 2016, 21:28

спасибо! очень хороший и подробный обзор.

В свое время очень думал про катамаран.
Смущало 2 вещи. 1) Вес. Хотя сейчас я имею бронированный флагман 380 примерно весом с Ротан/Братан 380К 2) Вес мотора. Было у меня подозрение, что с 2Т пятнашками будет грустно на таком корпусе, а 4Т 20 это уже +10-12 кг и дело тут даже не столько в мобильности, сколько в спине. Мне кажется 35-37 это для меня предельный вес, который комфортно носить в одной руке. В дополнение к мотору 20 уже нужна регистрация + права, а это потери времени.

Сейчас я понимаю, что на текущих лодках и моторах не остановлюсь . И дело даже не в том, что не могу найти подходящее, а в постоянному желании, что то менять и пробовать.

Сейчас например хочу 380К + Suzuki 9.9 BS(20). Стоит сильно дешевле, чем Х20. Наверное это предельный комплект с которым можно заморочиться при перевозке в автомобиле. Все, что больше это уже или прицеп или стационарная стоянка.
Оффтоп - Пробовал Винбоат 360 с Х20! Очень хороший комплект. Мтор просто песня, вероятно лучший из 20-к, но стоимость сейчас высокая. Риб тоже очень понравился, но абсолютно никаким образом(кроме как на крышу) в складном видел не влазил в машину(седан)



Но! Боюсь, что данный комплект может не дать той разницы, которую я жду по сравнению с Ф380 и Suzuki 9.9(15)
Vasilykash
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 09 июн 2016, 17:09
Откуда: СПб
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 18 раз.
Имя: Василий

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Снежногорец » 24 июн 2016, 19:49

Всё же Братан... Ну хоть определился! :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-)
Когда смотришь в бездну, бездна так же смотрит в тебя.. Ф. Ницше.
Аватара пользователя
Снежногорец
Динозавр
 
Сообщения: 5488
Зарегистрирован: 15 авг 2011, 21:43
Откуда: Снежногорск
Благодарил (а): 3873 раз.
Поблагодарили: 9881 раз.
Имя: Андрей
Техника: УАЗ Патриот RIB BRIG 450 YAMAHA 60
телефон: 79212809682

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 25 июн 2016, 01:26

Снежногорец писал(а):Всё же Братан... Ну хоть определился! :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-) :-)


Да, но в мотор не попал. :-): Начитался сказок про 45 км в час на 15-и силах. А в этих сказках, как оказалось, обычно сидит один драйвер весом 60-70 кг с десятью литрами топлива и едет на кастомном винте 12-го шага, который мое барахло никогда из воды не поднимет, после этого обычно светятся пиковые значения навигатора, которые, как навигаторы знают, можно изменить легким движением руки.
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 25 июн 2016, 01:54

Vasilykash писал(а):спасибо! очень хороший и подробный обзор.

- Спасибо)

Сейчас например хочу 380К + Suzuki 9.9 BS(20).

- Да, аналогичное мнение.

Но! Боюсь, что данный комплект может не дать той разницы, которую я жду по сравнению с Ф380 и Suzuki 9.9(15)


- Sea Pro T25S, Sea Pro T30S будет весело. 106 000 руб. На 380K - не знаю, спросите на форуме Братанов - Ротанов. Мои каботы на видео катаются под T15S 3-й сезон. Именно этих копий Ямахи (T15S,T25S,T30S) можно не опасаться. Посмотрите еще на 430К. T25S (T30S) носить одному можно только несколько метров. Мне T30S придется брать почти без вариантов, у Вас еще есть шанс. :-):
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Анатолий Смирнов » 25 июн 2016, 08:53

Nomad писал(а):
Vasilykash писал(а):спасибо! очень хороший и подробный обзор.

- Спасибо)

Сейчас например хочу 380К + Suzuki 9.9 BS(20).

- Да, аналогичное мнение.

Но! Боюсь, что данный комплект может не дать той разницы, которую я жду по сравнению с Ф380 и Suzuki 9.9(15)


- Sea Pro T25S, Sea Pro T30S будет весело. 106 000 руб. На 380K - не знаю, спросите на форуме Братанов - Ротанов. Мои каботы на видео катаются под T15S 3-й сезон. Именно этих копий Ямахи (T15S,T25S,T30S) можно не опасаться. Посмотрите еще на 430К. T25S (T30S) носить одному можно только несколько метров. Мне T30S придется брать почти без вариантов, у Вас еще есть шанс. :-):

Катамараны серии 380к-420к 430к моторы лучше ставить максималку которая предназначена для модели.Знакомые ездили 2года ф380к на 18тохе в этом году попали на весеннюю рыбу.Сейчас задумался о 25моторе максималка для380го
Аватара пользователя
Анатолий Смирнов
Активист
 
Сообщения: 223
Зарегистрирован: 22 апр 2015, 09:54
Откуда: Оленегорск
Благодарил (а): 143 раз.
Поблагодарили: 117 раз.
Имя: Анатолий
Дополнительная информация: как ты относишься к людям так и к тебе будут относитса
Техника: L-200 флагман 420-К ЯМА-30
телефон: 9211645942

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Vasilykash » 26 июн 2016, 19:18

А почему именно двухтактные 25-30 смотришь?
Да в весе разница есть, но ведь и братан уже не совсем мобильный комплект.
На таком объёме мне кажется 4Т 20 сил будет сильно интереснее.
Да и расход сильно меньше. Разница в весе - 10 кг
Vasilykash
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 09 июн 2016, 17:09
Откуда: СПб
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 18 раз.
Имя: Василий

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 04 июл 2016, 13:42

430 KLM + 15 л.с.

На выходных снова прошли 200 км по водохранилищу.

Загрузка:

Два человека в одежде (210 кг)
80 литров топлива
Около 100 кг багажа

Итого на борту около 376 кг
Лодка 70 кг
Мотор в сборе 38 кг
Итого вес судна: около 484 кг

Скорость в штиль составила 23,5 - 26 км в час. Затем убавилось 34 литра топлива и добавилось 46,5 кг рыбного филе.
484 кг - 23,8 кг + 46,5 кг - продукты и жидкости 8 кг = вес судна около 500 кг.
Максимальная стартовая скорость лодки с весом около 500 кг составила 23,5 км в час.

И тут поднялся ветер 10 м/сек с волной 30 - 70 см и зыбью. Лодка выходила на глиссирование только лагом к волне, при котором наступало сильнейшее забрызгивание от носовой части правого скега (ветер и волна право по борту). При ходе по волне двигатель умирал на каждом вале зыби, лодка зарывалась носом до залива кокпита, либо падала кормой в водоизмещенку. Двигатель не имел шансов поднять носовую часть из воды на короткой зыби. При смещении пассажира с носа в середину кокпита корма уже не могла подняться в глисс. Так мы шли 80 км на протяжении 5,5 часов. Оставить рокон дома при ненормальной температуре воздуха + 29 было целенаправленным, но не верным решением, т.к. температура воды не превышала 12 градусов.

Итоги теста:
1) Двигатель 15 л.с. является чрезвычайно слабым и даже опасным для такой загрузки на большой воде. Данный двигатель не способен к серфингу на зыби
с таким грузом.
2) Корпус катамарана чрезвычайно сильно забрызгивается на ходу лагом к волне и ветру, по крайней мере малым ходом, когда мотор
не способен поднять корпус из воды и переместить глиссирующую поверхность к корме.
3) Уменьшить забрызгивание кокпита и полностью исключить заливание через нос можно только мощным мотором.
4) 20 л.с. является минимально безопасным мотором на данном корпусе с весом судна 500 кг. Притом, данное утверждение является лишь предположением
и пока не подтвержденным на воде.
5) Savage был прав. Буду брать 25 - 30 сил даже без учета Баренцева моря и 200 кг трески в кокпите.
6) По результатам теста встал острый вопрос об эффективных брызгоотбойниках. Понятия не имею какая конструкция исключит это адовое забрызгивание
при боковом ветре. Если у кого есть готовое решение - сообщите, пожалуйста. Октябрь или Баренцево моря таких шуток не простят,
гипотермия будет обеспечена даже в роконе.
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Serg » 04 июл 2016, 18:00

Nomad писал(а):По результатам теста встал острый вопрос об эффективных брызгоотбойниках. Понятия не имею какая конструкция исключит это адовое забрызгивание
при боковом ветре.

бОльшей частью вопрос снимется мощным мотором. На бОльшей скорости ты поднимаешь лодку на гребни волны. Но от брызг при боковом ветре полностью не уйдешь. Тут или одежда (я хожу в поплавке), или подбор курса под ветер. Еще частично убирает воду носовой тент.
Волну (особенно попутную) носом черпаешь тоже от недостатка скорости.
Так что бери мощный мотор на испытания и часть вопросов снимешь.
Удачи!
Serg
Активист
 
Сообщения: 873
Зарегистрирован: 02 апр 2010, 00:33
Откуда: Оленегорск
Благодарил (а): 243 раз.
Поблагодарили: 422 раз.
Имя: Сергей
Техника: Братан 520 + Я 40 VEOS,
ARCTOS 520КМ GT + Я F50HETL
Динго-125
телефон: 9217345671

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Алекс У » 05 июл 2016, 14:08

Хороший развёрнутый отчёт.. спасибо автору.. я почерпнул для себя много интересного :co_ol:
Аватара пользователя
Алекс У
Активист
 
Сообщения: 794
Зарегистрирован: 11 мар 2016, 14:14
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 822 раз.
Поблагодарили: 255 раз.
Имя: Александр Николаевич
Техника: SORENTO AWD. Соболь 4WD. лодка REEF 390 F НДНД "Тритон"..мотор Sea-Pro OTH 9.9S
телефон: 79021366494

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 03 авг 2016, 16:57

Очередной тест "Братана - 430 KLM"

Место: ВТВ
Даты: 30-31 июля 2016 г.
Дистанция: 200 км
Полезная загрузка, включая топливо: 350 кг
Ветер: СВ, 5 - 10 м/сек
Волна: 30 - 50 см

1) Скорость и путевой расход топлива

В четвертый раз прошли 200 км на выходных по водохранилищу на 15 л.с. с винтом 11 шага (винт 9 1/2 х 10 оказался для Джонсонов и Эвинрудов).
2 человека (200 кг), 65 л топлива, около 100 кг вещей, лодка 70 кг, мотор 38 кг. Итого водоизмещение лодки около 450 кг.
Прошлые тесты осуществлялись на 100% дросселя, при которых путевой расход топлива составил около 32,5 л /100 км, а средняя скорость 23 км в час.
Данный тест пройден при 80% дросселя с путевым расходом 28,75 л /100 км и средней скорости 19,9 км в час.
На какую величину винт 9-го шага увеличит среднюю скорость (и снизит путевой расход топлива) узнаем позже, на этой неделе возьму для теста SOLAS 9 1/4 х 9.
Однако, если бы у меня не было 15 сил до покупки катамарана, то никаких других двигателей, кроме 20 л.с. 4T и 25 - 30 л.с. 2t я бы для этого катамарана не рассматривал
в принципе. 15 л.с - крайне глупый двигатель для этого судна и по скорости хода, и по расходу топлива. Могу сделать ставку что двигатель 25 л.с. выдаст 30 - 35 км в час
с меньшим путевым расходом топлива, т.к. "Баджер - 350 Heavy Duty" под "Ямахой - 25" с аналогичным грузом никогда не ел больше 30 л на 100 км при средней скорости 30 км
в час

Изображение


2) Комфорт хода по короткой волне

Суммарно катамаран прошел 7 часов по противной короткой волне высотой 30 - 50 см. Через 2 часа начала болеть голова. Набрать 30 км в час этот мотор не позволял,
поэтому трясло сильно (для катамарана). На плоскодонной лодке пришлось бы снизить скорость хода до 12 - 14 км в час. На Баджере Heavy Duty трясло меньше, но
он имел 25 сил и ход 30 км в час по такой волне, поэтому тест на плавность хода считаю незавершенным до установки нормального мотора.

3) Навеска мотора

Прохваты на волнении полностью исчезли после удаления проставок транца и установки штыря Ямахи -15 в первое положение.
Лодка пока без транцевых плит/интерцепторов, длина ноги мотора 446 мм. Интересно как поведут себя моторы 25-30 сил с длиной ноги 423 мм.

4) Качество ткани

Уже писал, что в ходе одного из тестов незакрепленные весла оставили потертости на ткани баллонов. В этот раз весла были закреплены.
Не закрепленным был багаж, находившийся в носовой части кокпита в штатной сумке катамарана. Через 2 часа хода по волне я к ужасу обнаружил, что
багаж протер в трех местах не только ПВХ пленку, но и базовую ткань (плетение) на обоих бортах. Уже писал, что ничего подобного на моих других лодках,
склеенных из корейской ПВХ- 1100 den никогда не наблюдалось за 3 года жесткой эксплуатации, как и на "Зодиаке Кадет" за 15 лет.
Таким образом, качество зеленой и серой базовой ткани на истирание (плотностью 850 грамм) "Братана - 430 KLM" могу охарактеризовать как безобразное.
У меня еще не было ни одной лодки, которая бы требовала наклеивания защиты баллонов со стороны кокпита. Даже не знаю стоит - ли обращаться - ли к
производителю по данному вопросу и что предъявлять в качестве претензии, т.к. характеристики тканей при заключении договора и размещении публичных
оферт не были указаны. Также обнаружены сильные потертости носовых частей скег. Для эксплуатации в наших условиях им явно придется клеить дополнительную
защиту (рифленый ПВХ шириной 22 см, 700 руб. за погонный метр).

Внизу показатели ткани моих трех других лодок, с которыми никогда не было таких проблем:

PVC Fabric Test Results:
Test Conducted
Result
Test Method

Warp
Weft
Tensile Strength

533 lbs(240kg)
750lbs/5cm
(340kg/5cm)
533 lbs(240kg)
650lbs/5cm
(295kg/5cm)

FS-191A-5100(CRE) (GRAB TEST)
FS-191A-5100(CRE)
(CUT STRIP TEST)

Tear Strength
40 lbs (18kg) 40 lbs (18kg)

FS-191A -5134(CRE)
(TRAPEZOID TEST)

FS -191A-5134(CRE)
(TONGUE TEST)

80 lbs (36kg) 100 lbs (45kg)

Adhesion Resistance (1inch)

25-35 lbs (11-16kg)

FS-191A-5970(CRE)
Resistance to low Temperature No Cracking and Flecking MIL - C - 20696 (-40C, -40F)
Colorfastness to Light 80 hours exposure 6-7 Grade AATCC 16E Xenon-arc-lamp
Resistance to Abrasion Weight Loss Face 1%, Back 1.3% Face 600 Cycle, Back 400 Cycle

TEST METHOD TEST ITEM UNIT RESULT
- - - APPILICATION - - - ARCHITECTURE
- - - ITEM - - - ADT NO.00017
- - - BASE FABRIC - - - 1100 Dtex,POLYESTER
- - - COATING MATERIAL - - - PASTE
- - - FABRIC DENSITY Thread/Inch 28 / 26
DIN 53352 FINISHED WEIGHT gr/㎡ 1100
DIN 53353 FINISHED THICKNESS m/m 0.9
DIN 53354 STRIP TENSILE Kgf/ 2Inch 340 / 300
ELONGATION % 22 / 35
DIN 53363 TRAPIZOID TEAR Kgf 45 / 40
DIN 53357 ADHESION Kgf / Inch 7.8/ 6.8
DIN 53361 LOW TEMP.RESISTANCE degree C -25
- - WARRANTY YEAR 3

6) Необходимый тюнинг

Вот уж чем не хотел заниматься, так это тюнингом лодки, этого гумуса мне хватает на внедорожниках 20 лет выше крыши.
Но придется. В качестве дешевого успокоения можно сказать, что практически все тяжелые лодки, эксплуатирующиеся знакомыми, так или иначе
требовали защиты тканей. В лодочных мастерских полно очень прочных лодок типа Корсар Про, Зодиак и ряда других, которым помимо штатных
защит клеят мощные дополнительные ленты рифленого ПВХ.

Итак, пять выездов по 200 км каждый показали, что в данная модель позволяет размещать весь груз (за исключением топлива) в первой трети кокпита,
у которого максимальная амплитуда колебаний на волнении. При этом груз зверски перетирает боковые части баллонов. При этом на НДНД
потертостей не обнаружено. Зверски - это 50% стертой ткани за 2 часа хода по волне 30-50 см, за которые внешний слой ПВХ и половина корда
была стерта. Выше выложена таблица тестов корейской ПВХ, где обозначен 1 процент потери толщины внешней оболочки за 600 стандартных
циклов испытаний на истирание. Мне жаль, что катамаран сделан не из корейской ПВХ - 1100. Притом, ткань зеленого цвета шершавая на ощуп,
что вообще крайне странно, так как внешний ламинат лодочной ткани ИМХО обязан быть скользким.

Первый тюнинг состоит в покупке листа корейской ПВХ - 1100 и двухкомпонентного клея для пвх лодок "Bostik Vinycol 1520" для тотальной защиты
внутреннего периметра баллонов кокпита, включая "топливный" отсек.

Вторым шагом будет наклеивание рифленого ПВХ на носовую часть скег. Мастерская отказалась клеить резину ввиду отсутствия сушильной камеры
с фиксированным диапазоном температуры и влажности, а эта мастерская умеет клеить лодки.

Третий шаг - весла. Заняться ими пока нет времени, грести можно только вдвоем.

Четвертый шаг - защита НДНД от острых предметов типа окуней оказался сложнее, чем думал. Смысл в том, что просто наклеить лист ПВХ нельзя,
окуни улетают с выпуклого НДНД на его мембрану под баллоны, где продолжают свое бесилово. Поэтому пока остановился на съемном листе ПВХ,
у которого загибаю края на борт. В "топливном" отсеке пока аналогично - лист ПВХ, так как канистры уже начали протирать и баллоны, и дно.

В общем, с тканью бардак. Немного успокоили ценники "Соларов" с тканями "Виниплан" (115 - 150 тыс. руб.), но это все равно не оправдание,
а безобразие, имеющее прямое отношение к понятию безопасности мореплавания. Если бы я прошел еще два часа, не заметив истирания, то носовой отсек
оказался бы сдутым в 3 км от берега при свежем ветре и волнении с барашками.

7) Забрызгиваемость

В прошлые выходные нам "повезло" в кавычках и без кавычек с северо - восточным ветром, который приходился строго в зад (корму), а на
обратном пути и затем в нос (морду). Не повезло с рыбалкой, т.к. при упоминании "восток" в направлении ветров клев рыбы у нас становится
безобразным. Однако, при направлении ветра и волнения с курсовыми углами до 30 градусов забрызгиваемость кокпита оказалась крайне незначительной,
вещи в носовой части кокпита забрызгивались не более десятка раз за все 200 км, а залива кокпита через бак не наблюдалось вообще ни разу.

В качестве борьбы с забрызгиванием при ветре и волнении на курсовых углах 45 - 90 градусов захотелось попробовать повторить дизайн
красивой лодки WL - 390, встреченной на маршруте (фото с Инета):

Изображение
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 03 авг 2016, 17:05

Получил винт SOLAS "9 1/4 х 9" для теста

Тест 6-7 августа покажет сколько будет стоить тюнинг: 3600 руб. или в 30 раз дороже.
Если 450 кг поедут со скоростью хотя-бы 28 км в час, то отложу покупку нормального мотора на год.

Пока остается утешать себя виртуальной математикой из калькулятора фактической скорости
(коэф. проскальзывания мне неизвестен и взят "калькуляторным" (пессимистичным):

Шаг 11 обороты 2850 скорость 19.9 км/час (80% дросселя)
Шаг 11 обороты 3360 скорость 23,5 км/час (100% дросселя)
Шаг 11 обороты 4500 (один с грузом) скорость 31,4 км/час (100% дросселя)
Шаг 9 обороты 5000 скорость 28.6 км/час
Шаг 9 обороты 5500 скорость 31.4 км/час

Не читайте советских газет перед обедом и не смотрите ролики со шкиперами 70 кг + 10 л топлива в кокпите.
Ради теста на кат также будет установлена спарка "Ямаха - 15" + "Меркурий - 5" (если позволит высота транца).
В морском наборе докатка по - умолчанию, так что вполне обоснованный тест.

Мнение Serggey:

2т. сузука 9,9(15) кушала литр на 3 километра при полностью груженом (600 кг с треской) Ротане 420 (ход на максимуме дросселя водоизмещенка 11-12 км/ч) и 3,5 - 4 км на литре при полупустом Ротане (300 кг, лодка, мотор, два хомяка, шмурдячок). Проверено многократно по маршруту Териберка-Кильдин. Соласы 9-ки и катамараны - хуже смеси не придумаешь. Пробовал все возможные 9-ки - 4 варианта - плохо.

Подпись автора
420, DF6, DT9,9(15)AS, DF9,9(20)BS.
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 03 авг 2016, 17:18

Мнение о судне по результатам пробега 1 000 км (около 50 часов)

1) Грузовая платформа, не требовательная к развесовке, в отличие от моделей с двумя скегами;
2) 15 сил - ни о чем, такой здоровой лодке нужны 20 4T или 25 - 30 2T;
3) Мореходность высокая, комфорт хода по волне ниже, чем у двухскеговых;
4) Кобры и дельфинирования не обнаружено;
5) Качество ткани баллонов на истирание плохое, лечится наклейкой полосок качественного ПВХ - 1100 внутри кокпита;
6) Баллоны не травят;
7) Качество склейки без претензий;
8 ) Струя ровная и плоская, целесообразность установки интерцептора под очень большим вопросом;
9) Тюнинга транца под "Ямаху-15" (446 мм) не понадобилось;
10) Данный катамаран под мотором в 1/2 допустимой мощности при полезной загрузке 50% имеет расход больше моно - корпусов с НДНД и едет медленнее;
11) Расход топлива катамарана при загрузке 50% от паспортной под мотором 1/2 допустимой мощности получается не меньше, чем под мотором
максимальной мощности, при этом скорость хода катамарана получается меньше в полтора - два раза;
12) Плоскодонка SK430XL и SK470XL везет 340 кг со скоростью 30 км в час под тем -же самым мотором 15 сил с максимальным расходом 22 литра, катамаран везет 340 кг 23,5 км в час с расходом 32 литра на 100 км, или 19.9 км в час с расходом 28 литров на 100 км;
13) Гидродинамика ката подразумевает более мощные моторы, чем плоскодонки и малокилеватые лодки (Almai);
14) Весла под замену и намного бОльшей длины;
15) Самоотлив рулит со страшной силой, кокпит всегда сухой, мыть изумительно;
16) В одиночку не покупать;
17) Потенциал катамарана раскрывается на моторах высокой мощности, смысла в слабых моторах не обнаружено;
18) Для вылета на берег ходом, волока и парковки в зоне прибоя на скеги имеет смысл наклеить рифленый ПВХ.
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 05 сен 2016, 17:38

Вторые испытания катамарана «Братан – 430 KLM» в Баренцевом море

Дата: 04 сентября 2016 г.
Маршрут: Ретинское – Поганьнаволок – Ретинское
Пройденный путь: 110 км
Двигатель: Sea Pro – 15 OTH
Винт: 9 ½ х 9
Загрузка кокпита, включая 50 л топлива: 300 кг
Водоизмещение судна: 400 кг

Первые морские испытания производились в апреле месяце при пограничном состоянии погоды (ветер 10 - 14 м в сек и волна до 2,5 метров), отчет о которых опубликован в журнале. Вторые испытания были приурочены к началу осеннего сезона лова трески, на которых мотор получил долгожданный винт 9 ½ х 9. Напомню, что катамаран прошел около 1 000 км на винте 9 ½ х 11, разогнаться на котором нам не удалось. Уверенная средняя скорость при загрузке 350 кг составила 23,5 км в час. Пиковые значения скорости лично меня не интересуют, считаю их бессмысленными для рабочей лодки.

Что дал винт 9 ½ х 9:
1) Скорость уверенного хода поднялась с 23,5 до 28,5 км в час, пиковые значения колебались у границы 29 км в час.
2) Разгон груженого судна начал напоминать дизели маленького объема на внедорожниках.
3) Оказалось, что данный винт может вызвать кобру начального уровня когда двое сидят на заднем пуфе и там - же находятся 50 литров топлива.
4) Катамаран с данным винтом и мотором стал напоминать «Шевроле – Ниву» на пониженных передачах. Кто владел этой машинкой и использовал ее на грунте, знает, что она здорово носится на пониженных числах по грунту, используя все 5 скоростей и короткие передачи. При этом максимальная скорость снижается вдвое, но машинка наконец – то получает то, что у нее отсутствует в обычных режимах, а именно запас тяги. Катамаран на 9-м винте получил запас тяги и мы не наблюдали свала с глисса на волне и пологой зыби высотой до 2-х метров, что было настоящим бичом на винте 11 шага.

Результаты испытаний:
1) На 9-м винте 15 сил «430 KLM» может уверенно ходить с 300 кг на борту, развивая примерно половину конструктивного ограничения скорости. Это значит, что комплект 430 KLM + 15 л.с. является рабочим, но крайне несбалансированным и глупым ввиду того, что конструктивные особенности катамарана в 2 раза превышают тяговые возможности силовой установки.
2) При боковом ветре 5 м в сек снова обнаружилось сильное забрызгивание кокпита.
3) При ходе против ветра и волны забрызгивание кокпита отсутствовало.
4) Попытка загрузить корму не удалась. Катамаран отказался выходить в глиссирование при расположении 250 кг в кормовой части и потребовал рассадить людей как обычно – в задних 2/3 кокпита, а груз суммарным весом 50 кг расположить в первой трети кокпита (самая удобная загрузка кокпита). При этом 50 литров топлива располагались между транцем и задним пухом (очень удобное отделение для топлива и масла)
5) Самоотлив в море на треске рулил со страшной силой. Лодка была чистая, кокпит без воды.
6) Сильнейшая тряска носовой части на короткой волне снова привела к очередной протертости баллонов, на этот раз пустым пластиковым ведром. Мне жаль, что выбрал ткань 850, этот катамаран все равно не носим в одно лицо. Идея наклейки листов ПВХ на баллоны со стороны кокпита изменилась после наблюдения за лодкой, у которой баллоны обклеены рифленой ПВХ – защитой.
7) Катамаран слил всем утренним лодкам с моторами 25 сил, проиграв около 12 км в час средней скорости и взял свое по злой короткой мелкой волне. При этом пассажир катамарана стер задницу и катамаран себе точно не купит. Все жесткие удары на этом катамаране получают вещи и пассажиры. Навигатор, сидящий на заднем пуфе, может запускать катамаран в воздух совершенно без последствий для своей навигаторской задницы и позвоночника. Пассажир при этом иногда может улететь за борт, вещи тоже. Более мощный мотор теоретически может позволить разместить двух человек на заднем пуфе, однако никакой кормовой загрузки в Баренцевом море я делать не стану. Это катамаран на волнении с относительно мощным мотором можно превратить в воздушный змей.
8) В катамаране наблюдается отсутствие креплений и такелажа для закрепления багажа в носовой части. К чему это приводило уже писал.
9) Противная остаточная зыбь шторма и форма бортов показали, что отдачу плавучего якоря проще всего осуществлять с кормы, кидая на ходу, а подъем осуществлять через борт. Вещи, находящиеся в носовой части, препятствуют таким операциям. Крепление якоря с борта приводило к довольно противному эффекту: смеси двойной короткой «катамаранной» качки и дополнительному толчку зыбью якоря. Ощущения смахивали на качку мостовых 4 х 4, зажатых стабилизаторами поперечной устойчивости ради борьбы со страхами хомячков. Принять позицию «стоя» на зыби с якорем не удалось, можно было вылететь за борт. Конусный парашют диаметром 160 см держал катамаран на удивление мощно, все обычные лодки сносило быстрее катамарана. Вероятно, скеги и постановка бортом к ветру снижают ветровой дрейф (по сравнению с одинарным килем и без киля).
10) 28,5 км в час намного веселее 23,5 км в час. Но 45 – 60 км в час летящих над водой РИБов говорили о том, как долог и труден путь к РИБу. Хотелось бы верить, что катамаран сможет составить им конкуренцию. Со стороны РИБы выигрывали по скоростным качествам, мореходности, комфорту, глубине кокпита, возможности транспортировки на прицепе без разбора вещей. Начиная от малышей длиной 380 см.
11) «Ямаха- 15» была установлена без проставок на втором положении штыря. За весь маршрут наблюдалось не более 10 прохватов. Т.е., подъем мотора в море нереален. На водохранилищах по спокойной воде подъем мотора на 20 мм добавлял 1,5 км в час.
12) «Баджер – 350 HD» под «Ямахой – 25» развил путевую скорость, аналогичную «430 KLM» под «Ямахой – 15» с винтом 9 ½ х 9. Однако, «Баджер HD» не забрызгивает, он значительно комфортнее при ходе по короткой волне и имеет высокий кокпит.
13) Главным неудобством ката в море оказались удары плоского дна о волны, а также сильное забрызгивание кокпита при боковом ветре и ряде курсовых углов на волну.

Общее мнение по результатам первого сезона:

Вероятнее всего для моря я бы купил РИБ, позволяющий перевозку вещей внутри кокпита по дорогам общего пользования, прицеп и лебедку. Сборка – разборка – мойка - сушка большого катамарана и запихивание вещей в машину занимают несколько часов каждый выезд. Смысла в надувании – сдувании катамарана такого размера не обнаружил, кроме его хранения без гаража или частного дома. При этом мне непонятна процедура вылета РИБа на берег в прибое, что позволяет катамаран, а также неизвестны последствия налета жесткого корпуса на камни и плавающие объекты. Использование катамарана на местных реках признал невозможным ввиду осадки скег и невозможности управлять судном на веслах. Плюсы «430 KLM» перед РИБом на данный момент заключаются в возможности вылета на берег, осадке, самоотливе и отношении глиссирующих килограмм на лошадиную силу. Мореходные качества, скорость, кокпит и забрызгиваемость пока в пользу РИБов (включая мелкие РИБы под 15 л.с.). Пассажир, вышедший вчера в море, после данного теста намерен купить маленький РИБ 380 см за 90 000 руб., так что возможно у нас будет возможность сравнить оба судна в тех - же условиях эксплуатации. Добавлю, что никогда не владел РИБами, и все сравнения произведены с точки зрения наблюдателя.
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение serggrey » 05 сен 2016, 19:58

Nomad писал(а):Мореходные качества, скорость, кокпит и забрызгиваемость пока в пользу РИБов (включая мелкие РИБы под 15 л.с.).


Какие именно мореходные качества мелкого РИБа имеются ввиду?
Скорость... надо еще посмотреть. С учетом бОльшего веса Риба и наличия на рынке "кривых" (неудачных) РИБов.
Кокпит? Что именно? Размер будет за катом.
Забрызгиваемость. У катов с одинарными скегами она не больше, чем у килевых лодок.

Наверное правильней не в эту тему, но... показательный пример Экспедиция АРКТИКА-2016 на тему надежности некоторых РИБов в сравнении с которыми фраза новоиспеченного владельца Ротана, прошедшего 4 000 ! км северными морями, звучит простой констатацией факта.

Короче, достойный набор получился! Просто!Надежно!Уверенно! Пустой взлетал Ротан на 65 км/час на 13 винте при 4000 оборотах. Груженный 700кг - не отставал от Беркута 6-ти метрового на 90-м моторе. Шел и по топлякам и по льду как на салазках - очень крепкие "лыжи" - НИ ОДНОГО ПРОКОЛА или даже намека. Очень боялись что на волне конкретной ( более 2-х метров) переломит его груженного. Но он ВСЕ выдержал. Полный респект модели, с ней хоть на Северный полюс теперь!

Изображение
Вперед бодхисаттва, вперед!
Так почему же тебя не было на тех тракторных санях? Где был, чем занимался все эти годы? Доволен ли ты собой?
Аватара пользователя
serggrey
Активист
 
Сообщения: 2324
Зарегистрирован: 05 окт 2010, 10:47
Откуда: Мончегорск
Благодарил (а): 1405 раз.
Поблагодарили: 1679 раз.
Имя: serggrey
Техника: Ротан 420;S9,9(20)bs и др.
Canon 600d; Tamron 16-300 и др.
Xiaomi Yi Action Camera;
Tamrac 5766 Velocity 6x.

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 05 сен 2016, 21:19

Сергей, я не специалист в РИБах. На ходу мне понравился этот (и его брат в размере 390). Наверное есть лучше. Объем кокпита в размере 440 намного больше моего ката. Размер 390 поеду смотреть позже (другую марку). Меня расстраивает ткань, ни о какой надежности из-за нее речи вести не могу. Только о непотопляемости ввиду большого количества отсеков. Мы сами живем на севере с пробегами в 2 - 3 тысячи км за сезон. Хорошая лодка ИМХО должна ходить 10 лет, это далеко не 4000 км, и не 10 000.

phpBB [video]
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение serggrey » 05 сен 2016, 22:09

Объем кокпита в размере 440 намного больше моего ката.

Сравни сравнИмые суда. Хотя бы весу. Сравнивать комплект эгоиста с 440 рибом весом под сотню... или больше? некорректно.
ПВХ - ткань. Что говорит производитель? Ведь ты перед покупкой интересовался... спрашивал производителя.. вроде. У меня такой проблемы нет. Мало того, у меня почти всегда, на всех длительных выходах две пластиковых бочки, поставленные враспор, трут борта. И определенный износ я заметил только сейчас, на 3 сезон эксплуатации, во время 900 км-ого забега.
Сборка – разборка – мойка - сушка большого катамарана и запихивание вещей в машину занимают несколько часов каждый выезд. Смысла в надувании – сдувании катамарана такого размера не обнаружил, кроме его хранения без гаража или частного дома.

Не знаю, причем здесь вещи, но разборка (про мойку не буду, ибо кат за счет самоотлива дает два очка форы остальным, сушка? зачем?) ката по времени не дольше, чем любой другой пвх при наличии эл. насосов.
Сборка - это да, может быть неприятно, особенно при температурах, близких к 0.
Но, лучше иметь возможность собирать/разбирать и при этом возить на прицепе, чем не иметь этой возможности.
Мне кажется зря ты взял модель со сдвоенными скегами. Сколько я про них не читал, всегда люди чем-то недовольны.

Я вовсе не против рибов, они просто играют в другой лиге (кроме маленьких... их предназначение совсем не утилитарное, кмк)
Вперед бодхисаттва, вперед!
Так почему же тебя не было на тех тракторных санях? Где был, чем занимался все эти годы? Доволен ли ты собой?
Аватара пользователя
serggrey
Активист
 
Сообщения: 2324
Зарегистрирован: 05 окт 2010, 10:47
Откуда: Мончегорск
Благодарил (а): 1405 раз.
Поблагодарили: 1679 раз.
Имя: serggrey
Техника: Ротан 420;S9,9(20)bs и др.
Canon 600d; Tamron 16-300 и др.
Xiaomi Yi Action Camera;
Tamrac 5766 Velocity 6x.

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 08 сен 2016, 16:35

serggrey писал(а):
Объем кокпита в размере 440 намного больше моего ката.

Сравни сравнИмые суда. Хотя бы весу. Сравнивать комплект эгоиста с 440 рибом весом под сотню... или больше? некорректно.

- Сергей, свой катамаран весом 72 кг я считал комплектом эгоиста только до момента его получения в транспортной компании. :-)
Это двухместная лодка,в которой что 72 кг, что 96 кг уже роли играет мало.

ПВХ - ткань. Что говорит производитель?

- Говорил хорошая китайская ткань. Оказалось безобразная на истирание (я это подозревал до покупки по матовому оттенку на фото, но многие переубедили что 850 г/м кв - самый сенокос лодки эгоиста). Если бы это была некоторая немецкая или финская ткань - наверняка. На разрыв может быть и хорошая.

Ведь ты перед покупкой интересовался... спрашивал производителя.. вроде. У меня такой проблемы нет. Мало того, у меня почти всегда, на всех длительных выходах две пластиковых бочки, поставленные враспор, трут борта. И определенный износ я заметил только сейчас, на 3 сезон эксплуатации, во время 900 км-ого забега.

- Поэтому я теперь жалею что не заказал 430KL из ткани 1 100, цена вопроса была маленькая ( 5 000 руб.)

Не знаю, причем здесь вещи

- При том, что РИБ можно не разбирать, и его дно на Марфе ни вещами, ни склизами прицепа не протрет. :-)

, но разборка (про мойку не буду, ибо кат за счет самоотлива дает два очка форы остальным, сушка? зачем?)

- Чтобы не испортился клей швов в сумке без вентиляции и обогрева помещения

Мне кажется зря ты взял модель со сдвоенными скегами. Сколько я про них не читал, всегда люди чем-то недовольны.

- У них есть большие плюсы и минусы. Плюс - ровный дифферент, нет кобры и дельфина. Минус - тряска и вес.

Я вовсе не против РИБов, они просто играют в другой лиге (кроме маленьких... их предназначение совсем не утилитарное)

- Я тоже не против катов ни разу, просто получается что кат использую только там, где есть слипы и заезд прицепом в воду.
Т.е., никакой мобильности не требуется, а загрузка - подготовка - свертывание - разгрузка - мойка - сушка занимают 4 часа за выезд.
Конечно, кат тоже можно можно поставить на прицеп, не вопрос. Только опасаюсь что стропы мигом протрут мою ткань.
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

Re: Катамаран "Братан - 430 KLM"

Сообщение Nomad » 08 сен 2016, 16:41

Крайне интересные диаграммы замеров одной лодки дедвейтом 320-370 кг на четырех - лопастных винтах (мотор 30 л.с.) :

Изображение

Расход топлива поражает: 16 л/100 км я не достигал даже на 5 силах узкой плоскодонки с дедвейтом 380 кг при путевой скорости 21 - 23,5 км/ч.

На винте 9 1/4 х 11 х 3 (15 сил) груженый 430 KLM жрет 28-32 л/100 км (23,5 км/ч) , пустой 24-25 л/100 км (29-31.5 км/ч)
На винте 9 1/4 х 9 х 3 (15 сил) груженый 430 КLM съел 25 л/100 км (28,5 км/ч)

Теперь крайне интересно что будет с тягой, скоростью и расходом под винтом 9 1/4 х 9 х 4
Аватара пользователя
Nomad
Активист
 
Сообщения: 707
Зарегистрирован: 28 сен 2010, 10:52
Откуда: Мурманск
Благодарил (а): 150 раз.
Поблагодарили: 383 раз.
Имя: Сергей
Техника: "Берег - 420", "Sea Pro - (15) OTH"
телефон: 79217251639

След.

Вернуться в Надувные лодки

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

  • Объявления