Прототип кабота SK430XL
Тест № 2
Первые ходовые испытания
Место проведения: р. Тулома (горло Кольского залива)
Полезная загрузка кокпита: 130 кг
Мотор: Sea Pro T15S («Ямаха-15»), нога 446 мм
Винт: 9 ½ х 11
Давление в баллонах: 0.3
Давление в НДВД: 0.7
Условия погоды: штиль
Часть 1Размер имеет значениеФото полной загрузки моего предыдущего кабота SK430:

Чтобы понять какую нишу прототип SK430XL мог бы занять в линейке каботов, в первую очередь необходимо оценить полезный объем кокпита, который будем измерять «коробочным» способом, нередко применяемым для определения полезного объема багажников автомобилей. Данный способ отличается от «мешочного», используемого для измерения объема рюкзаков, например. «Коробочный» способ, по – моему мнению, является наиболее верным с практической точки зрения. В данном способе исходными величинами являются следующие линейные размеры: длина, ширина и высота кокпита. Высота кокпита равна разнице диаметра баллонов и толщины НДВД, выпирающей вверх. Примечание не случайно, т.к. накачанное НДВД каботов выпирает вниз от баллонов примерно на 25 мм. Эта особенность дает эффект «глиссирования на доске».
Модель
SK430 SK430XL SK470 SK470XL
Длина кокпита, см 292 292 340 340
Ширина кокпита, см 36 41 36 46
Высота кокпита, см 28,5 32,5 28,5 29,5
Объем кокпита, л 299,6 389,1 348,8 461,4
Чистый вес, кг 26 35 29 45
Вес с упаковкой, кг 36 49 39 57
Диаметр баллонов, см 33 37 33 41
Толщина НДВД, см 70 70 70 140
Количество отсеков 2+ 1 4+1 2+1 4+1
Дополнительный слой ткани снизу 0.9 мм нет да нет да
Таким образом, объем кокпита SK430XL на 30% больше SK430, на 11,5% больше SK470 и на 16% меньше SK470XL. При этом модель SK470XL в полтора раза больше SK430, и только ее считаю экспедиционной «двушкой». Модель SK487 не рассматриваю, т.к. не испытывал.
Второй очень важной величиной является ширина кокпита. Писал в первом обзоре, что ширины 36 см при росте 180 см было мало для комфортной рыбалки на протяжении 3-х недель, когда требовалась посадка поперек лодки (особенно на морской рыбалке). Ширины 46 см модели SK470XL было более чем достаточно. Прототип SK430XL обладает промежуточным кокпитом шириной 41 см.
Третьим параметром комфорта является высота кокпита. Кокпит SK430XL обладает наибольшей высотой из всей линейки за счет того, что его НДВД имеет толщину 70 мм против 140 мм модели SK470XL. Можете поверить, что лишние 40 мм высоты кокпита после SK430 очень ощутимы. Один из простейших методов увеличения высоты посадки, который я использовал ранее, отражен на следующем фото:
На этом тему размера можно закрыть.
Часть 2
ВесУтверждение о том, что лодки много на воде не бывает, не совсем верно. Бывает, как и мотора. Ограничением ширины на моих водоемах является 122-128 см. Именно столько пропилено в завалах, именно такая ширина еще позволяет грести в протоках. Дальше юмор исчезает и начинается мат. Тянуть против струи килевой тендер типа «Зодиака Кадет» не смешно и зачастую невозможно.

Вес шкуры SK430XL составляет 35 кг, что на 10 кг меньше SK470XL. Это значит, что я считаю SK430XL крайним носимым комплектом эгоиста. При этом оптимальным мотором считаю 9.8 весом 26 кг.
Часть 3Ходовые качестваSK430XL, как и остальные модели, сходу развил 30 км в час под мотором избыточной мощности (9.9 – 15 л.с.), после которой наступил прогиб НДВД валом воды, вялый дельфин и набор скорости прекратился. Это значит, что моторы 9.9 (15) л.с. не имеют никакого смысла, за исключением серфинга на океанских волнах, либо при установке листа фанеры под НДВД. Фанера, установленная под НДВД, на всех каботах дала увеличение скорости до 36 км в час без прогиба, «банана» и дельфина. При установке фанеры могу рекомендовать посетить лодочный сервис и наклеить резиновую защитную ленту по краю дна в местах выпирания «пайол». Иначе на камнях может случиться то, что произошло с «Зодиаком»: замена дна и защита его периметра резиновыми полосами за 13 200 руб.
SK430XL под мотором похож и на SK430, и на SK470XL, однако на веслах явно ближе к SK430. SK470XL уже надо разгонять двумя – тремя гребками. SK470XL под мотором уже производит впечатление большой лодки, пусть длинной и узкой. SK430 и SK430XL больше похожи на мотоциклы со спортивной управляемостью и динамической курсовой стабилизацией. Обратная сторона мотоциклов избыточной мощности известна многим, поэтому снова не рекомендую ставить моторы 9.9 (15) л.с. на модели SK430 и SK430XL. Эти моторы сильно отличаются от 9.8 по моменту и возможностям вызова Ихтиандра. Не стоит забывать, что курсовые стабилизаторы каботов не только прекрасно держат судно на курсе, но и способны выстрелить ездуна из кабота в резком повороте под 15-ю силами. Не стоит превышать допустимую мощность, указанную на транце, и не надо думать, что 9.9 л.с. «почти то - же самое», что 9.8 л.с.. Разницу между этими моторами можно понять в резком повороте, когда первый чуть сбросит судно в воду и тормознет, а второй выбросит дурного судоводителя за борт без намека на торможение. 9.9 (15) можно ставить только на SK470XL.
Часть 4МобильностьSK430XL переносится на голове транцем вперед, при этом НДВД чуть приспускается для комфорта или удаляется.
Личное дело каждого снимать или нет весла, банки и НДВД для переноски. Я снимал банки и весла. Любой человек еще способен перенести 35 - 39 кг. Конечно, SK430 c весом шкуры 26 кг таскать значительно легче. Перенести SK470XL на голове я вообще не смог, тащил волоком. Мобильность обратно пропорциональна комфорту на воде и прочности. Компромисс подскажет позвоночник.
Часть 5Результаты первых ходовых испытаний 5.1. Не заметил разницы c SK430 в гидродинамическом сопротивлении (динамике разгона). В сравнении с SK470 разгоняется быстрее (сопротивление SK470XL в фазе разгона чуть больше).
5.2. Банановый изгиб после 30 км в час под 15 л.с. остался, однако менее выражен, чем на SK430
5.3. Дельфинирование после 30 км в час осталось, но менее выражено.
5.4. Общая жесткость конструкции выше, чем у SK430. Вероятно, за счет 4-х баллонов и усиления дна.
5.5. Лодка сделана настолько мощно, что складывается ощущение избыточности для одиночки.
5.6. При навеске мотора весом 36 кг сливной клапан находился в воде на ¼ диаметра.
5.7. Навеска мотора 36 кг притапливает були, мощность выше 2/3 (10 л.с.) не используется.
5.8. Как и у многих других плоскодонок, на мелкой ряби «банан» и «дельфин» исчезают, лодка развивает 36 км в час под 2/3 газа.
5.9. Стабилизаторы явно более жесткие, чем у SK430. Повороты проходит без дрейфа (более резко), что под 15 л.с. несколько опасно (поворачивает почти как катамаран, «по рельсам»).
5.10. Съемные плавники ломаются, как и предупреждал дилер (на серийной модели их не будет).
5.11. Под «Ямаху – 15 (9.9) » транец придется поднимать на 30 - 50 мм. При покупке «Ямах» имейте ввиду, что у них самая длинная нога. В июне попробую «Мercury-5» и «Тохатсу – 9.8».
5.12. Мотор свыше 9.8 и 26 кг для каботов SK430 и SK430XL – зло в квадрате.
5.13. Под веслами идет прекрасно, практически как SK430. В отличие от SK470XL, которую уже приходилось разгонять в 2-3 гребка, и на которой было тяжелее маневрировать.
5.14. Возможно, стоит попробовать продлить днище до концевиков булей, как на водометных лодках типа «Alaskan Jet Ranger». Возможно, это даст выравнивание струи в вертикальной плоскости, будет работать как интерцептор, снизит осадку кормы на ходу, поднимет струю вверх и даст поднять винт повыше. ИМХО, большое заглубление винта 15 л.с. с очень большим упором дает ненужный рычаг на излом лодки после 30 км в час.
5.15. Возможно, под транцем стоит установить демпфер высотой 25 мм для выравнивания плоскости дна и защиты транца от камней. При сплаве вниз по струе грузите первую половину кокпита, чтобы лодка шла носом по струе. Либо наклейте защиту транца на лодочном сервисе на всякий случай.
5.16. Вторая пара уключин лично мне нужна, но вероятно будет мало востребована другими юзерами.
5.16. По моим понятиям SK430XL - одноместная экспедиционка, или «двушка» выходного дня. Третья банка может использоваться как стол, так что удалять ее в двухместном варианте не стоит.
5.17. Брызгоотбойник внизу привального бруса – штука очень эффективная. Однако, сам привальный брус я использовал только при швартовке к ржавым бочкам в морских заливах. Т.е., необходимость привального бруса для меня под вопросом. Разве что удары о бревна и швартовка к елкам, хотя слабо представляю как можно пробить эту ткань.
5.18. После тестов SK470XL не хватает ее кокпита шириной 46 см).
5.19. Если поднять дно на баллонах для самоотлива (катабайд с НДВД), то это крайне негативно отразится на комфорте посадки. Я бы скорее подумал над опцией жесткого дна с резиновой защитой периметра от ударов о камни. Какой-то легкий материал с характеристиками фанеры (мечтать не вредно) без стрингеров и сочленений, зажимаемый сверху съемным НДВД. Большая вода: поставил и понесся 36 км в час без прогибов и дельфинов. Каменная река: снял пайол и положил сверху НДВД, получив защиту палубы. Вероятно, в этом случае необходимы резиновые защитные полосы ПВХ днища по периметру пайол. Возможно, так и сделаю.
5.20. Возможно, мощные моторы для плоскодонного дизайна должны иметь здоровые антикавитационные пластины. К дохлым моторам это не относится.
5.21. Я - бы проверил как пойдет такой кабот с надувным кильсоном малой килеватости, при этом оставил бы только два кормовых курсовых стабилизатора. Лодка гипотетически может избавиться от прогиба НДВД валом воды после 30 км в час, будет залетать ходом на берег и стаскиваться обратно без якорей в виде носовых стабилизаторов. Вероятно, кильсон должен в первой 2/3 длины лодки.
5.22. Вероятно, кумжа будет цеплять крепеж съемных плавников при кручении под лодкой. Возможно, плетенка может даже заклинить.
5.23. ИМХО, это крайний носимый в одно лицо вес кабота.
5.24 ИМХО, необходима полностью распашная сумка – рюкзак из кордуры с ремнями – стяжками. Неплохо иметь даже две: для шкуры и делимого веса. Вторую можно сделать намного проще первой и «""вырезано цензурой""» в первую. Очень неплохо, если такие сумки будут выполнять роль частично непромокаемых органайзеров в кокпите.
Часть 6Советы по выбору модели каботаЧрезвычайно популярный вопрос. Могу посоветовать покупать кабот максимального размера, при котором еще не возникает мысль «да ну нафиг, сегодня останусь дома». С мотором 15 л.с. такая мысль посещает мозг регулярно. В случае если отсутствует необходимость переноски в одно лицо и частой работы на веслах, то я бы советовал купить здоровый комфортный SK470XL или SK487XL. Реки без обносов с удобным подъездом к воде, например. SK430 является минимальным одиночным размером минимальной массы высокой прочности, способный бегать 23 - 30 км в час под моторами 5-8 л.с. SK430XL является крайним одиночным носимым размером бешеной прочности, вмещающим на 30% больше багажа и способный противостоять варварской эксплуатации. SK470 не испытывал, но хотел купить вместо SK430 из-за дополнительных 48 см длины кокпита и второй пары весел, к которым есть доступ с большим количеством багажа. SK470XL – это полноценная экспедиционная «двушка». Каким образом ее можно случайно порвать - не знаю (и не хотел - бы узнать). Все модели предназначены для скоростного передвижения по быстрым рекам под легкими моторами. Уровень комфорта обратно пропорционален весу каждой модели и линейным размерам кокпита. Скорость передвижения узких моделей на веслах чуть выше. Брать мотовесла для таких каботов смысла не вижу, т.к. они полностью раскрывают свой потенциал под моторами 8 - 9.8 л.с., при этом минимальным мотором считаю 5 л.с.
Часть 7Личное техническое задание виртуального кабота:
- длина 430 – 470 см
- баллоны 41 см
- кокпит шириной 46 см
- транец 380 – 400 мм
- несъемные эластичные плавники в кормовой части
- надувной кильсон
- съемный жесткий пайол, зажимаемый НДВД, без стрингеров
- один слой ткани 1100 без дополнительной защиты
- без привального бруса
- тонкий брызгозащитный отбойник вместо привального бруса
- ПВХ – трубки на лееры (защита от зацепов воблерами)
- нескользящая защита НДВД
- клапаны со шторками 2-3 шт.
- ручная (ножная) помпа для откачки воды из кокпита
- привязь крышек клапанов снизу, а не сверху (такой дизайн мешает вставлять шланг насоса)
- демпфер удара под транцем 25 мм
- продолжение дна до концевиков булей
- хомутовые фиксаторы весел, работающие при морозе.
- дешевый легкий водомет с мощностью на выходе 10 л.с. )))
Часть 8Продолжение тестовSK430XL через два дня уходит в трехнедельную одиночную экспедицию по рекам и большой воде. Продолжение следует.
Сергей Соколов
г. Мурманск
2016 г.