SATURN KaBoat SK430 – Ходовые испытания
Даты: 27-28 сентября 2014 г.
Место: Кольский залив, район Ретинское – Тюва губа
Длина маршрута: около 40 км
Двигатель: 5 л.с., на обкатке, 8-11 час обкатки
Режим работы двигателя: от 25 до 75% дросселя
Положение антикавитационной пластины: на 100 мм ниже уровня днища
Дейдвуд: 1,2,3 положение, первое мелководное положение
Вес судна: каноэ в сборе - 36 кг, судоводитель - 82 кг, бак бензина - 12 литров, мотор – 21 кг, багаж – 30 кг, итого - около 180 кг.

Первое впечатление
У плоскодонного КаБота практически нет осадки

поэтому нет переходного режима, лодка сразу выходит на глиссирование, которое поддерживается на 40% - 50% дросселя даже в режиме "мелководье":

Весь дизайн КаБота кричит: «Я сделан для движения! Мой конек – ходовые качества!» . Обводы корпуса, ускорение и легкость выхода на глисс этого каноэ имеют колоссальное отличие от предыдущей ZODIAC CADET 285S аналогичного веса (285 х 165 см, малая килеватость, пайольная, надувной киль). КаБот берет разгон с места как скутер. Гидродинамическое сопротивление невероятно низкое. О дне низкого давления уже не плачу. Дизайн днища показывает, что это настоящая доска для серфинга.
Ход судна
50% дросселя: 14/17 км/час (волнение, попутная зыбь)


60% дросселя: 18 км/час
75% дросселя: 20/21,5 км/час
Видео выложу позже. В середине октября подниму транец на 75-100 мм и проведу тест с обкатанным Меркурием 5 л.с. на полном дросселе. Тест показал, что груженый SK430 идет в глиссе на половине дросселя необкатанной пятерки, что значит огромный запас хода.
Положение судоводителяНаилучшие результаты хода достигнуты при расположении судоводителя между второй и третьей банками, что равно 2/3 длины лодки. При этом очень желательно иметь удлинитель румпеля 450 мм для положения «на одном колене» и 600 мм для положения «полулежа на борту» или «стоя». Второе положение оказалось самым удобным для длинных дистанций или противном ветре с дождем. Лежа скорость увеличивалась на 1-1.5 км/час, угол и силу ветра не помню. Удлинители румпеля – сантехническая труба диаметром 40 мм длиной 1 метр и ценой 86 рублей. Никаких хомутов, держится намертво. Желательно сделать соответствующий удлинитель аварийного троса выключения зажигания. Для положения «стоя» можно вырезать квадрат из тонкой фанеры примерно 400 х 400 мм, но не обязательно. А вот леер с удобной ручкой желателен еще как, т.к. потерять равновесие при прохождении порогов вверх будет глупо. Управлять КаБотом с банки неудобно. Положение «на одном колене полужопием на борту» признал наилучшим. Также удобно сидеть на двух коленях и лежать боком.
Грузовой план
Тесты показали, что наилучший дифферент, ходовые качества, наименьшее забрызгивание достигаются при расположении центра масс багажа на 1/3 длины судна.


Расположение всего багажа в первой трети целесообразно только для освобождения 2/3 кокпита.

Ход на веслах
Стоковые весла имеют длину 142 см, большие лопасти и дают без напряжения 5.5 - 6 км/час. Это значит, что при отказе мотора по каким – либо причинам КаБот позволяет продолжить маршрут или вернуться. В следующие выходные будет проведен тест байдарочным веслом, а затем и канойным. Грести с банки я не смог, весла задевают колени. Т.е., для длительной гребли необходимо байдарочное (каякерское) кресло, или грести с колена канойным. Или распашными с двух колен. Или с палатки с подпором рюкзака в роли спинки. Но не с банки. Стоковые банки невероятно красивы и качественны, но пригодны только для рыбалки или в качестве стола. Иными словами, 1-2 банки можно оставить в машине, снизив вес судна.
Такелаж
Идеальный. Позволяет за пару минут закрепить весь багаж и держаться самому стоя с помощью леера.
Кокпит
3,0 х 0,41 = 1.23 м кв. Плюс закрытый хавальник на баке, куда влезает бак, лопата, насос, трос.
Ширина 41 см – для тех, кому нужен ход, ход, и еще раз ход. По реке, вверх по течению, под слабым мотором в море со скоростью среднего мотора, волоком по порогам без сопротивления, 6 км/час на веслах, мелководье и дебри.
Палуба высокого давления
Не ожидал что она настолько жесткая в надутом состоянии. Весит около 4 -х кг. Офигенная штука. При длине более 3-х метров влезает в мою палатку. Т.е., получил постель. Палубу буду защищать. Пока кладу пенокаучуковый коврик.
Палуба сделана из неслабого ПВХ. Бежевый цвет на фоне черного смотрится круто, конечно, но как-то не по-русски.) Возможно, это защита от нагрева солнцем. Думаю во что ее засунуть (от песка).
Самоотлив
Один клапан для меня мал. Залив в лодку для теста литров 200, спускал не менее 5-и минут. На порогах это многовато, т.к. лодка немаленькая, а ворохать еще 100 - 200 кг в одно лицо обычно не смешно . Подумаю над дополнительными клапанами. Честно говоря, мембрана в клапанах мне вообще не нужна, т.к. все время нахожусь в вейдерсах, весь багаж в бочках или гермах, а съемная палуба имеет толщину 70 мм.
Транец
340 мм. Почему – не знаю. Тллстый и качественный. Попробую поднять на 75 - 100 мм и провести повторные тесты скорости хода. Ширина кокпита SK430 не позволит потерять штырь дифферентовки дейдвуда, но и не всегда позволяет менять дифферент на воде. Для этого надо чуть сдвинуть двигатель на 10 мм от продольной плоскости лодки.
Управляемость и курсовая устойчивость
Это нечто. Держит курс как ракета, управляется так – же. Похоже на поведение классного мотоцикла с идеальным кастором. Хочу знать имя конструктора лодки. И дизайнера. Они создали произведение искусства.
Остойчивость
Лодка здоровая и тяжелая. Пляски на баллоне не дали намека на крен. Десяткой специально лодку, может быть, и возможно кувыркнуть, но это сложно проверить. Что будет на порогах при якорении бортом за камень – посмотрим весной, сейчас мало воды. Байдарочный жилет будет – это точно. Байдарочное весло – тоже. Как и якорь в виде свинцовой отливки.
Фото где еду стоя малым ходом, держась только за удлинитель румпеля:
Курсовые стабилизаторы
Не могу сказать какую роль они играют в офигенной курсовой устойчивости SK430, но они позволяют тащить лодку по грунту не истирая днище и работают якорем на том-же грунте задним ходом. Т.е., вперед через канат или камни – пожалуйста. Назад – фиг, поднимать на 6 см. Притом, стабилизаторов две пары.
Були
Офигительные. Позже выложу видео как они скользят по воде.
Качество изготовления
Это покажет время. На вид безукоризненное. Включая фурнитуру и банки. К банкам жалко притрагиваться, не то что сидеть задницей, настолько красивы.
Материал корпуса
1 100 грамм на метр квадратный – серьезная заявка. Но я не совсем понял что помешало добавить две полоски ПВХ вот здесь:

или просто увеличить ширину листа приклеенного днища, чтобы совершенно законно заявить:
Баллоны SK430 снизу имеют дополнительную защиту из ткани ПВХ 1 100 грамм на м кв."?
При этом вес такого непробиваемого усиления был бы максимум (3,5 х 0,15 х 2) м кв. х 1 100 грамм/м кв. = 1,15 кг плюс клей. На фоне снаряженной массы в 36 кг это ничто. Особенно с учетом факта, что 3 банки этой лодке абсолютно не нужны, разве что катать детей. Не факт что защита сильно нужна с такой плотностью ткани, но я был-бы рад. По крайней мере, резинки с двойным днищем ни разу не прокололись за 10 лет, а на камни влетал сотни раз. При этом, защита потерта как шкуркой.
Сборка - разборка лодки
Это песня. Открыть три клапана. Скатать лодку с кормы в колбасу. Засунуть в сумку. Все!
Сборка в обратном порядке. Штатный насос неспеша надувает лодку за 10 минут, несмотря на здоровый объем емкостей.
Немного необычно работать руками, но насос большого объема и развивает высокое давление.
Диаметр баллонов
Я опасался баллонов 33 см, т.к. люблю свой Турист - 2 с баллонами 39 см. Но прикол в том, что высота надводного борта равняется диаметру баллонов минус осадка. А осадка КаБота смехотворна из-за его здоровенной длины и надувной палубы толщиной 70 мм. Поэтому дотянуться до воды, как ни странно, с банки не очень легко, посадка над водой высокая.
Волок
У SK430 смехотворное гидродинамическое сопротивление и смешная осадка. Поэтому усилия при волоке тоже смешные.
Обнос
Удобнее всего оказалось на голове. Если снять палубу, банки и весла, то 26 кг вообще не напрягает.
Результаты первых ходовых испытаний:
Прежде чем покупать лодку с кокпитом 41 см ради ходовых качеств, рекомендую спросить мнение жены, посадив ее в такой кокпит. Оно может отличаться от Вашего.

Эта лодка предназначена для выполнения вполне определенного набора функций, недоступных лодкам обычного "гражданского" дизайна. Если хотите, она похожа на лодки викингов, и задачи у нее те-же: скоростные набеги на отдаленные и труднодоступные территории с сомнительным комфортом, но максимальной эффективностью. Комфорт принесен в жертву поразительным ходовым качествам. Не рекомендую брать такой узкий кокпит без предварительного теста или сплавного опыта. Такие снаряды обычно берут те, кто точно знает что хочет. Я именно эту модель ни на что теперь не променяю, т.к. она выжимает максимум из пятисильного двигателя, имеет ненормальную проходимость и однозначно отсекает обычные лодки мощностью менее 10 лошадей вверх по струе. Мне лично было-бы очень интересно сравнить ход "SK430" под пятеркой с "Ротаном - 400 Т" и неусиленным "SOLAR".