Страница 1 из 1

Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 11 апр 2021, 11:48
Бонч
У знакомого есть водоизмещающи катер, номер проекта могу уточнить.
на нем подвесник Ямаха 150 лс. винт с шагом 13. максимально выше 4000 об/мин мотор не набирал.
Сейчас куплен второй, аналогичный ПЛМ, для параллельной работы.
как правильно подбирать винты, чтобы ПЛМ работали в оптимальном режиме?
возможно ли размещение винтов с разными шагами?

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 11 апр 2021, 14:45
sedoi-onego
С разным шагом вряд-ли
Надо моторы разного вращения

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 11 апр 2021, 15:47
Крокозябр
Саш, выше уже правильно написали, моторы должны (очень желательно) с разносторонним вращением.
Шаг винтов должен быть одинаковый...мало того что одинаковый, винты должны быть одной фирмы и одной марки, т.е. два совершенно одинаковых винта (только вращение разностороннее)
Оптимальный (расход-скорость) режим ПЛМ на водоизмещенке примерно 1,5-2,5 тыс. об. мин. при использовании 4 лопастного или 3 лопастного) гребного винта.
Если надо срочно куда спешить, то можно и "тапку в пол", но корпус то водоизмещенка и быстрее своего он не поедет, а бензин жрать будет. 2х150 на максималке для данного корпуса (4000-4500 об.мин.) будут под сотку в час бензина жрать ..., а толку не будет, у винта процентов под 50 будет проскальзывание...
Больше 4000 об/мин. и незачем крутить (даже когда спешишь) , не в коня корм.
Нормальная (крейсерская) работа 1,5 -2,5 т. об/мин. Расход на спарке будет до 30 л/час.

Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 11 апр 2021, 16:18
Снежногорец
Бонч писал(а):У знакомого есть водоизмещающи катер, номер проекта могу уточнить.
на нем подвесник Ямаха 150 лс.


Второй мотор не прибавит существенно скорости.
Водоизмещающие корпуса по определению не предназначены для скоростных передвижений.
Их стезя - экономичное неспешное передвижение.
И второй мотор такой же мощности нанесёт удар по экономичности, не очень то прибавляя в скорости.

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 11 апр 2021, 16:29
Крокозябр
Снежногорец писал(а):Второй мотор не прибавит существенно скорости.
Водоизмещающие корпуса по определению не предназначены для скоростных передвижений.
Их стезя - экономичное неспешное передвижение.
И второй мотор такой же мощности нанесёт удар по экономичности, не очень то прибавляя в скорости.


Андрей, все правильно, но есть НО, которое перевешивает все минусы.
Поставив спарку, человек получит лучший упор, лучшую всхожесть на попутную волну, а если корпус большой (тяжелый), то пропадет курсовое рысканье (если оно есть) .
Мне кажется, что спарка разностороннего вращения это очень хорошо, особенно для тяжелых водоизмещенок.

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 11 апр 2021, 16:38
Снежногорец
Крокозябр писал(а):Андрей, все правильно, но есть НО, которое перевешивает все минусы.
Поставив спарку, человек получит лучший упор, лучшую всхожесть на попутную волну, а если корпус большой (тяжелый), то пропадет курсовое рысканье (если оно есть) .
Мне кажется, что спарка разностороннего вращения это очень хорошо, особенно для тяжелых водоизмещенок.


Упор конечно вещь хорошая, но для его реализации надо бы шхуну загрузить по полной схеме.
Если гонять на полупустой - деньги на ветер.

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 11 апр 2021, 17:34
Крокозябр
Была бы шхуна, а ром :dr_ink: для загрузки на борт найдется :-)

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 11 апр 2021, 21:12
piv211
Может не в тему, но смысл такой же. На Баджере 390 HD сильно загруженном шли под мотором 6 л.с. скорость 8-9 км/ч. На том же Баджере, и также сильно загруженном шли под мотором 20 л.с. скорость 10-12 км/ч. Водоизмещёнка она и в Африке водоизмещёнка.
Разница в цене моторов очевидна.

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 11 апр 2021, 23:18
Крокозябр
piv211 писал(а):Может не в тему, но смысл такой же. На Баджере 390 HD сильно загруженном шли под мотором 6 л.с. скорость 8-9 км/ч. На том же Баджере, и также сильно загруженном шли под мотором 20 л.с. скорость 10-12 км/ч. Водоизмещёнка она и в Африке водоизмещёнка.
Разница в цене моторов очевидна.


Есть такое выражение, длина бежит (для водоизмещенок) их нельзя сравнивать с глиссирующими корпусами которые вынуждены идти в водоизмещающем или переходном режимах.
Игорь, на большом водоизмещающем катере, плм совсем не то, что на том же катере стационар с редуктором.
У Реверс-Редуктора и валолинии, гребной винт в разы больше (по площади и упору ) чем у ПЛМ. Стационарный мотор на водоизмещенках хоть и имеет мало лошадей, но имеет огромный крутящий момент. Так же, водоизмещенка (под стационаром и валолинией) управляется пером руля, перо руля тоже не малое по площади и играет роль курсового стабилизатора.
При установке ПЛМ с малым диаметром, да еще если и всего три лопасти (винт с малым упором) гребного винта на большую и тяжелую водоизмещенку, лодка может начать рыскать......нет стабилизирующего рулевого пера.
Мотор приходится крутить... появляется большое проскальзывание, т.е. винт молотит в холостую...
Перо (плавник) что есть на подвесном моторе, на малых скоростях не работает (как стабилизатор курса ).
При установке двух моторов, т.е. спарки (разностороннее вращение), реактивный момент гр. винта левого вращения, компенсируется гребным винтом правого вращения. Лодка в разы лучше держит курс, становится более маневренной, ну и конечно моторы приходится крутить до мЕньших оборотов, а значит продлен ресурс мотора и возможно даже экономия в топливе.
Это я к тому, что если на одном моторе человек ходил на 4000 об/мин и мотор жрал при этом литров 50 в час, то при установке спарки, может ходить с той же скоростью, но полторы тысячи об/мин. и расход на спарки (общий) будет не более 30 литров в час.

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 12 апр 2021, 08:32
Бонч
Крокозябр писал(а): моторы должны (очень желательно) с разносторонним вращением.

это понятно, ну а если оба мотора одинаковые - одностороннее вращение? :du_ma_et:

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 12 апр 2021, 09:13
Бонч
сообщение от хозяина катера

На одном моторе, на 3200 оборотов ,расход топлива был 19-20 литров в час, скорость 8,5-9 узлов


катер Адмиралтеец, проект 371. переделанный.

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 12 апр 2021, 09:56
Крокозябр
Бонч писал(а): катер Адмиралтеец, проект 371. переделанный.


Широкий и тяжелый (почти 10 тонн) катер, одного плм ему явно мало.
Вроде как стандартный винт Адмиралтейца 650 х650 (шаг и диаметр ) или 700х900....где то так.... короче, просто огромный винт в диаметре и шаге. . https://sanktpeterburg.flagma.ru/grebno ... 01608.html
Если брать по дюймовой системе, то это примерно 24(25) х 27 (26) диаметр и шаг.
Вроде на Y150 диаметр гребного винта [b]14 дюймов [/b]
т.е. получается, что на одном ПЛМ шаг и диаметр гребного винта почти в два раза меньше чем на одном стационаре.

Думаю, что однозначно этому катеру нужна спарка.
2 х 150 конечно много, ему бы и 2 х 90 вполне хватило бы , но если изначально был куплен один на 150 сил, то второй нужен такой же по силам, но ЖЕЛАТЕЛЬНО другого вращения. ...

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 12 апр 2021, 10:19
Крокозябр
Бонч писал(а):
Крокозябр писал(а): моторы должны (очень желательно) с разносторонним вращением.

это понятно, ну а если оба мотора одинаковые - одностороннее вращение? :du_ma_et:


На глиссирующем корпусе был бы ОЧЕНЬ сильный крен, т.е. просто лодка шла бы на боку (возможен даже оверкиль через скулу).
С увеличением оборотов и скорости, реактивный момент винтов валил бы лодку на борт всё больше и больше.

На тяжелой водиизмещенке, тоже желательно ставить моторы с разносторонним вращением...., НО...

Если уже куплен второй и с таким же направлением вращения, а принять в магазин его уже не хотят ...всеми правдами попробовать его сдать (обменять) в магазине на другое вращение ... как вариант, купить и заменить ТОЛЬКО редуктор (шестерни) на одном моторе если же не получается (по каким то соображениям или причинам) ... поднять руку вверх ...резко опустить вниз и сказать нуегонах (это магическое заклинание) :hi_hi_hi: и при установке моторов на транец максимально разнести моторы друг от друга.
Если моторы сильно не крутить ...ходить 1,5-2,5 тыс. об/мин. (думаю, что он так и будет ходить) , реактивный момент винтов не будет оказывать сильное действие на тяжелый корпус....
Корпус тяжелый и штатный гребной винт БЫЛ почти 70 см в диаметре и 700 мм шаг....он же не валит его на борт..),
Тогда зачем разносить по максималке моторы?
Если моторы с односторонним вращением поставить рядышком, то возможно завоздушивание одной лопасти на каждом моторе, т.е. КПД мотора сильно упадет, мотор будет крутить разряженную воду.
Что бы этого не было, моторы разнсети как можно дальше.

Если вдруг решит покрутить моторы до 3,5-4 тыс. об/мин. и разогнаться больше чем проектная скорость 13 узлов, возможно лодка начнет ложится на борт ...не сильно, но начнет ...это я так предполагаю :du_ma_et: ..
PS
Если нет технической возможности разнести друг от друга по максималке моторы , то между моторами ...надо сделать типа неподвижного пера руля ...такой плавник. Он добавит курсовой остойчивости и будет противостоять завоздушиванию лопастей.

Re: Два мотора на катере (лодке)

СообщениеДобавлено: 12 апр 2021, 15:46
may
Бонч писал(а):сообщение от хозяина катера
На одном моторе, на 3200 оборотов ,расход топлива был 19-20 литров в час, скорость 8,5-9 узлов

катер Адмиралтеец, проект 371. переделанный.

"Скорость свободного хода: 14,5 / 13,5 уз
Мощность ГД: 1х110 кВт
Тип ГД: 3Д6С1 (6ЧСП15/18)"(С)
Ямаха-150 новая стоит около ляма, две - 2 ляма... Новый 3Д6 - 550 тыр, при этом по расходу топлива и эффективности не сравнить... Он, конечно, древний, как говно мамонта, и качество барнаульское вызывает вопросы... но посовременней можно китайца за 6 000 $ до растаможки... Да, валолинию восстанавливать, винт, системы...
"В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань", но у богатых свои причуды :-):
ЗЫ: это я так, в плане поддержать разговор :-)